В Белом море, на группе Соловецких островов, начиная с XIV столетия был основан ряд монастырей, сыгравших видную роль в исто-рии России и в духовном развитии русского народа. Большевики превратили монастыри в тюрьмы, а все острова - в место ссылки и каторжных работ в самых кошмарных условиях. Когда ГПУ арестовывает русского свободного гражда-нина, то первой мыслью арестованного бывает:"Только бы не на Соловки". Туда-то и попал в октябре 1926 года наш экзарх. Но к великому своему утешению встретил он там целый ряд своих единоверцев из Петрограда и Москвы. Были там и сестры-доминиканки. Встретили его все как отца родного.
"Как сейчас помню момент встречи с ним, - записывает один из единоверцев. - Я был на работе на лесопильном заводе. Прибегает ко мне о.Н. с радостным известием: приехал экзарх и просит повидаться с ним и освободить его из карантинной роты. Я имел нелегальный вход туда и поэтому быстро оказался в страшной 13-ой роте. В первой полутемной комнате увидел я экзарха в ужасных условиях среди так называемой шпаны - мелкого уголовного элемента. Он был одет по-светски, в старой оригинальной шляпе. Сердце мое сжалось, когда я увидел в таком виде и в такой обстановке нашего дорогого экзарха, бледного и усталого. Несмотря на усталость он, как всегда, был бодр. Я быстро получил разрешение на его нелегальный выход и мы с радостью приветствовали нашего дорогого архипастыря. Почти на другой же день мы устроили ему возможность совершить Божественную Литургию. А какая радость была для всех нас и для сестер, когда, после отбытия двухнедельного карантина, экзарх появился в нашей часовне, совершил в ней службу и произнес нам мудрую и сердечную проповедь".
Он поучал и утешал их: "Мы жертва за схизму Востока, я не устану повторять это всегда, и должны с терпением нести этот крест... Мы- удобрение для духовного возрождения России..." Совершать эти обедни и молиться за русский народ-вот была первая и главная задача всех этих каторжан. Несмотря на все преследова-ния тюремной администрации, им это удавалось почти ежедневно, памятуя слова экзарха: "Помните, что наши обедни на Соловках - возможно единственные в России обедни восточных священников, молящихся за Россию. Надо стремиться во что бы то ни стало отслужить хоть одну обедню в день".
Сначала было разрешено для проведения служб использовать одну заброшенную часовню. Потом последовало запрещение служить вообще. Приходилось служить тайно, где попало: в подвалах, в лесу на камне или под защитой развесистой ели. А с июня 1929 года положение еще более ухудшилось. С центрального острова всю "духовную команду" перевели на самый суеверный небольшой остров Анзер, где условия во всех отношениях были еще тяжелее. Двадцать три человека оказались в одной комнате длиною в четыре метра и около двух метров шириной.
Обедни ухитрялись служить на чердаке под самой крышей: было так низко, что все могли стоять только на коленях и служить приходилось только по ночам. Воистину оправдывалось заме-чание одного местного следователя-большевика: "Где ксендз, там и обедня". Так проходили месяцы и годы. Эти посто-янные заботы о возможности совершить Святую Жертву, эти служения обеден во мраке ночи под постоянным страхом быть застигнутым на "месте преступления", постоянные заботы о том, как достать вина, хлеба, облачение, утварь, - все это заставляло наших ссыльных проходить большую школу духовной жизни. И жизнь эта била сильным ключом и оставила в их душах светлые воспоми-нания: если, обыкновенно, советский гражданин с содроганием и проклятием вспоминает о пребыва-нии на Соловках, то один из наших священников (после восьми лет ссылки) пишет в своих воспоминаниях: "Я счастлив, что был на Соловках..."
Экзарх пробыл там до 1931 года. Потом его перевели в город Котлас Вятской губернии, где он работал на каком-то заводе. Сведений о его пребывании там мы до сих пор почти не имеем. Знаем, что здоровье его совершенно пошатнулось, а в конце марта 1935 года окольными путями пришла весть о его кончине в городе Вятка.
Не стало Божьего человека и мученика Церкви, жизнь и деятельность которого заслужи-вает более серьезного и обстоятельного описа-ния, чем настоящий некролог.
Литература
Париж, 1935 г.
Печатается по: кн. Волконский П.М. Экзарх Леонид Федоров (Некролог)
// Логос, №48, - Брюссель-Москва, 1993