СУЛТАНМАХМУТ ТОРАЙГЫРОВ (1893-1920)
Озарив родные края!..
Пусть сияние жарких лучей
Обогреет сердца людей,—
так сказал о смысле жизни, о своей высокой мечте на заре поэтической юности Султанмахмут Торайгыров, страстный поборник социальной справедливости и народного просвещения.
Жизнь поэта пришлась на сложнейшее время нашего века, время "бури и натиска", когда судьба Родины оказалась на перепутье двух дорог. Александр Блок, современник Торайгырова, писал: "В эпохе бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта переплетаются бурей и тревогой". Эти слова по праву можно отнести и к казахскому поэту.
Гражданский лирик по характеру дарования, Султанмухмут Торайгыров за свою короткую жизнь создал столько значительных произведений, что по праву занял почетное место в истории национальной культуры. Пронизанная бескорыстной любовью к народу, его поэзия, по своей социальной направленности в чем-то близкая некрасовской музе, до сих пор звучит набатом гражданского мужества. Он верил в грядущее торжество правды и поэтому так неутомимо стремился приблизить "солнечное утро". В поэме "Заблудившаяся жизнь" лирический герой вопрошает:
Но вечная наступит мерзлота,
Погаснет солнце. Да луна и та
Исчезнет из небосвода.
Что же будет?..
"Попытка осмыслить место индивида в грандиозных, космических масштабах,— пишет исследователь Мурат Ауэзов,— явление, не имевшее аналогов в казахской поэзии прошлого. Частицей вечной, неистребимой, огненной материи ощущает себя лирический герой поэзии Торайгырова. Не случайно излюбленный образ поэта — образ огня, воспринимаемый им как символ тепла и света".
Прославляя силу человеческого разума, способного проникнуть в тайны мироздания, в тайны бытия, поэт органически не приемлет насилие и невежество, как и Абай, целью своей жизни объявляет просвещение народа. Прав исследователь, когда подчеркивает: "Пылко, иногда в стиле жарких пророческих речений, клеймит он склонность к дремотному, бездуховному существованию, протестует против условий жизни, порождающих голод, нищету, умаляющих в человеке чувство собственного достоинства".
Порою, мучаясь безответностью своих устремлений, не видя конкретных результатов своего труда, поэт сравнивает себя с семенем цветка, брошенным в пустыне.
С именем Торайгырова связан не только расцвет социально-философской поэзии, поэзии гражданского мужества, но и жанровое, художественное обогащение литературы. Создатель первых романов — в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков, он был продолжателем демократических традиций.
За "солнечным светом". Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное детство, полуголодное существование — вот что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902— 1907) учился у муллы.
Султанмахмут был пытлив и любознателен. Страстная жажда познания гонит его в далекий Баян-Аул, где он учится в духовной школе — медресе (1908—1910).
В конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую духовную школу, самостоятельно изучает основы наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова. Новый мир открывается перед его глазами, и Султанмахмут начинает понимать многое, о чем раньше не имел представления. В стихотворении "Что за цель в учении?" (1914) поэт сравнивает знание с "солнечным светом".
В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали здоровье, — он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться мучит его, и он, больной, вскоре снова в Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала "Айкап". Статьи, стихи Торайгырова отличаются глубиной суждений, честностью, демократизмом, остротой и художественностью. Его произведения полны оптимизма, и не верится, что они написаны тяжелобольным юношей.
Литературная деятельность С. Торайгырова началась в трудные годы, наступившие после поражения первой русской революции, но он не устает пропагандировать науку и просвещение (стихотворения "Религия", "Учение", "Слепой монах", "Сарыбас" и др.). Хорошо понимая, как необходимы простым людям знания, С. Торайгыров намеревался открыть школу для детей бедняков, собирал средства, разъезжая по богатым аулам. Надежды не осуществились: степные толстосумы, в том числе и его зажиточные сородичи, категорически отказались помочь юноше в осуществлении его идеи.
В годы работы в "Айкапе" (1913—1914) Торайгыровым был написан, кроме стихотворений и рассказов, ряд критических статей (из которых наиболее значительны: "О казахских сборниках стихов", "Песни и их исполнители", "Система обучения казахов") о необходимости совершенствования системы обучения.
В те же годы С. Торайгыров закончил свой первый роман "Камар-Сулу" ("Красавица Камар"), где разоблачает нравы родовых воротил, выступает за эмансипацию женщин. 1916 год проходит в работе над вторым романом в стихах "Кто виноват?". Сочувствие жертвам феодально-патриархального уклада, людям, безжалостно изуродованным жестоким произволом, пронизаны страницы романа, разоблачаются конкретные виновники бедствий людей — сильные мира сего.
Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит через просвещение,— так думал он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как?
В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться с социально-политической, философской литературой — ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели.
"Если жизнь посвятишь ты мечте..." Лирика Торайгырова разнообразна по тематике: у него есть гражданские и философские стихотворения, много стихов о любви и природе. Но, прежде всего Султанмахмут, как говорилось, был гражданским поэтом.
Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: "Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!" ("Что за цель в учении?"); "Только людей великое братство жизнь заблудившуюся спасет!" ("Когда придет черед"). Правда, он не может наверняка сказать, каким же путем идти к "солнечному свету", как осуществить "мечту свою". Для Торайгырова "постигается истина в мире наук". В то же время поэт убежден: "И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда" ("Судьба"); неравенство — причина "отсталости нашей и бед", "что заставила бродяжить славный народ". Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, "кто сыт, чей наряд богат", "чей славен дом убранством палат". Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, "на земле, а не в раю"—"кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!".
Султанмахмут придал социально-политической лирике ярко выраженную тенденциозность. Гневным протестом против существующих общественных порядков проникнуты стихотворения "Судьба", "Айт", "На кочевку", "Бедность", "Что за цель в учении?" и др.
Религия — духовно-культурное, нравственно-психологическое, социально-философское явление общечеловеческого значения, сыгравшее историческую роль в объединении народов и наций — всегда вызывала к себе неоднозначное отношение. Вспомним хотя бы великого просветителя Вольтера. Не будем углубляться в роль религии в разную историческую эпоху, лишь подчеркнем, что во времена Султанмахмута далеко не все служители культа (мечети или церкви, вспомните "Чаепитие в Мытищах") могли быть образцами духовности. Их социально-экономическое положение, близкое к господствующему, естественно, вызывало осуждение правдолюбцев.
С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях "Вера в бога", "Рябой ходжа" поэт рисует религиозных фанатиков.
Добрые дела творить хочу". С. Торайгыров создал несколько поэм, новаторских как по содержанию, так и по форме. В противовес поэтам, обращавшимся только к темам истории зарубежного Востока, он решительно повернулся лицом к живой современности, к настоящей жизни своей Родины.
"Заблудившаяся жизнь" и "Бедняк"— реалистические поэмы, посвященные волнующим проблемам на стыке двух веков. Социальная нетерпимость, резкость характеристик — отличительное своеобразие его поэтического мышления.
"Заблудившаяся жизнь" (1918)— социально-философская поэма, обобщающая наблюдения лирического героя, просвещенного, мыслящего человека, над окружающей действительностью. Несомненно, этот образ близок самому автору, отсюда поэма важна для понимания духовной эволюции Султанмахмута. Смысловой стержень поэмы — страстное желание найти свое место в круговороте истории: кто он, человек,— веточка на волне жизни или деятельная сила, способная влиять на ход общественного развития?