После смерти Генри Перселла, единственного выдающегося самобытного оперного композитора, английская национальная опера стала быстро клониться к упадку. При открытом покровительстве и поощрении придворных и аристократических кругов музыкальная жизнь в Англии оказалась во власти итальянских композиторов, виртуозов, примадонн.
Противоречивость позиций самого Генделя предрешила шаткость его положения в Англии, надолго отодвинула возможность широкого признания и положительной общественной оценки его творчества. Жизнь придворного музыканта в Лондоне осложнялась еще и непрекращающимися интригами дворцовых партий, жертвой которых он не раз становится.
В том году, когда Гендель дебютировал в открывшейся «Королевской академии музыки» новой оперой «Радамист», его бывший покровитель граф Берлингтон пригласил а Лондон модного итальянского музыканта Джованни Бонончини. Гендел должен был поочередно с Бонончини и с другим итальянцем – Арности – в одном и том же театре ставить свои произведения. Целью этого специально подстроенного соревнования было желание подорвать успех Генделя, пользовавшегося покровительством короля.
Работать Генделю приходилось с предельной затратой сил, ставить по две-три новых оперы в зиму, не считая чужих, которые ему же приходилось репетировать и исполнять. За период с 1720 по 1728г под руководством Генделя было поставлено около 500 опер. Не мало энергии поглощала необходимость применяться к вкусам и капризам в атмосфере сенсационных скандалов и всеобщего недоброжелательства.
Окончательно подорвало итальянскую оперу появление в 1728г небольшой музыкальной комедии, названной «Оперой нищих». Она была создана поэтом Джоном Геем и музыкантом Иоганном Кристофом Пепушем. Сюжет принадлежал Джонатану Свифту.
«Опера нищих» произвела фурор. Только за один зимний сезон 1728г она исполнена 62 раза. Чего не могли добиться враждующие аристократические партии, того достигла маленькая опера-памфлет. В 1728г «Королевскую академию музыки» пришлось закрыть. Однако Генделя не собирался складывать оружие. Взяв на себя антрепризу, он отправляется в Италию, собирает новую труппу певцов, запасается партитурами новых итальянских опер. В следующем, 1729г в театре Геймаркет в Лондоне начало функционировать вновь открытое оперное предприятие. На этот раз крах произошел еще быстрее.
Тем не менее усилия Генделя проникнуть в гущу английской жизни, перестать быть чужаком не ослабевают. В 1726г он принял английское подданство, а в следующем году сочинил «Коронационные антемы», в которых прославлял дух старой Англии.
Исполнительская деятельность Генделя. Небывалых масштабов достигает исполнительская деятельность Генделя. Первоначально ему приходилось играть на клавесине и органе в частных домах: во дворах знатных меценатов, у богатых лондонских купцов. Долгое время концерты Генделя служили главной приманкой для лондонской публики.
Репутация Генделя-артиста стояла чрезвычайно высоко, его положение первоклассного виртуоза-импровизатора никто не осмеливался оспаривать. Для Генделя артистические выступления были источником сильнейших импульсов и могучего вдохновения. Его концертные импровизации в значительной степени определил характер многих органных и клавесинных сочинений.
Много инструментальных пьес писал Гендель для исполнения их на открытом воздухе в городских и пригородных парках.
Но все же в центре внимания композитора оставалось оперное творчество.
Генделю – автору многочисленных популярных произведений – в знак уважения и благодарности еще при жизни воздвигли в садах Воксхолла статую из белого мрамора.
Оперы 30-х годов. В 30-е гг в итальянской опере все заметнее проступают тенденции к преодолению ее концертного характера и самодовлеющей роли сольного пения, стремление к большей связи музыки и драмы. Новый поворот как нельзя больше отвечал желаниям самого Генделя. Некоторые его произведения этих лет обогащены обычно отсутствующими в итальянской опере хорами, ощутимее становится выразительность оркестрового звучания. Но главное его внимание направлено на то, чтобы сгладить разрыв между музыкальным и драматическим действием, избежать концертной разрозненности сольной оперы.
В первую половину 30-х гг Гендель создает лучшие оперные сочинения: «Поро», «Ариадна», «Ариодант». Его мастерство оперного композитора достигает предельной высоты; написанные в величавой эпической манере генделевские оперы этих лет вплотную примыкают к его же библейским ораториям, предвещая их скорое появление.
В 1734г Гендель в третий и последний раз берется за организацию оперного театра, вкладывая в это дело всю энергию и все имеющиеся денежные средства. Но поднятая вновь антигенделевская кампания наносит ему удар за ударом. На сей раз ему пришлось столкнуться с действительно опасными соперниками – Николо Порпора и Адольф Гассе. Перед их достоинствами склоняется сам Гендель.
Своей растущей непопулярности Гендель всячески сопротивляется. Одну за другой он ставит новые оперы, в антрактах выступает с концертами, но усилия его тщетны. Гендель оказался покинутым даже близкими сотрудниками и друзьями. Неизбежный развал предприятия, наступивший в 1737г, был подлинной катастрофой, т.к. композитор вложил в него все свои сбережения. Напряжение прежних лет, неудачи и, наконец, последнее потрясение сломили исполинский организм Генделя, его разбил нервный паралич. Несколько месяцев боролся Гендель с болезнью, но, как только почувствовал себя окрепшим, с прежней страстностью окунулся в работу.
Трагический перелом. Библейские оратории. Издавна назревший творческий перелом давал себя знать в усиленном внимании к жанру оратории. В 1738-1739гг были написаны библейские оратории: «Саул» и «Израиль в Египте». За этими двумя великими творениями в ближайшие годы следует целый ряд ораториальных сочинений; среди них выдающееся место принадлежит ораториями на библейские сюжеты: «Самсону», «Мессии».
Но и теперь вместо ожидаемого успеха Гендель приобретает лишь нового сильного врага – духовенство. Ни упорство, ни сила характера, ни энергия не могли побороть всеобщей вражды и оппозиции. Положение казалось безвыходным, и Гендель решил покинуть Англию.
Осенью 1741г Гендель получил приглашение из Дублина – столицы Ирландии – провести там цикл концертов. Его произведения неоднократно исполнялись в Дублине, их знали, любили, и создателя этих произведений встретили с энтузиазмом. 12 апреля 1742г состоялось первое исполнение оратории «Мессия».
Восторженный прием возродил в музыканте веру в себя. Воодушевленный, полный новых музыкальных планов, Гендель вернулся в Лондон. В феврале 1743г в Англии была показана оратория «Самсон». Однако никогда раньше к Генделю не достигало такой откровенной злобы и враждебности. Но именно теперь, когда меньше всего можно было ожидать, произошел коренной переворот в судьбе композитора.
В 1745г претендент на английский престол Чарльз Эдуард Стюарт, поддерживаемый реакционный католической партией, организовал восстание в Шотландии и двинулся со своей армией на Лондон. В ужасе перед папизмом страна поднялась на борьбу. Волна патриотизма охватила народ Англии. Став на сторону передового общественного движения. В гимне для добровольцев, а затем в двух ораториях – «Оратории на случай» и «Иуде Маккавее» -- автор призывает англичан к борьбе с врагами родины и прославляет победителей, освободивших отечество от нашествия захватчиков. Оратории насыщены патриотическим пафосом, написаны мощным героическим стилем. Они принесли признание и популярность, которых Гендель добивался в течение тридцати пяти лет.
Последние годы жизни и творчества. На закате жизни композитор достиг прочной славы, но по-прежнему он остается неутомимым творцом и музыкальным деятелем, создает множество произведений, овеянных светлыми праздничными настроениями. Среди написанных в последние годы выделяется оригинальностью «Музыка для фейерверка», предназначенная для народных праздников и исполнения на открытом воздухе.
В 1750г Гендель совершил последнее путешествие на родину, в Галле. По возвращении в Лондон он взялся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его вновь сражает несчастье, быть может, самое тяжелое из всех, выпавших на его долю,-- он слепнет. Мужественно борется Гендель с трагическими ударами судьбы. Убедившись в неизлечимости болезни, он смиряется с неизбежным и возвращается к прежней деятельности. Слепой, заканчивает Гендель начатую ораторию «Иевфай», руковолит исполнением своих произведений, дает концерты и величием импровизаций по-прежнему потрясает слушателей.
За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759г, Гендель дирижировал ораторией «Мессия»; во время исполнения силы оставили его, и спустя недолгое время – 14 апреля – он скончался. Выполняя волю, выраженную в завещании, Генделя похоронили на кладбище в Вестминстере.