Для усиления напряжённости автор вводит восклицания: «И конец!»-подчёркивается необратимость ,бызвыходность; «Нет!…»Кроме того , в тексте имеется ещё одно так называемое средство экспрессивной лексики..свойственный Тургеневу риторический вопрос ,который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы..
Добролюбов писал о тургеневской прозе: «…и грустно и весло это ощущение :там светлые воспоминания детства ,невозвратно мелькнувшего,там гордые и радостные надежды юности..Всё прошло и не будет больше;но ещё не пропал человек ,который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам …И благо тому ,кто умеет пробуждать такие воспоминания,вызвать такое настроение души».[3] Действительно, мы можем отметить ,что многие стихотворения в прозе ,которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны,на самом деле пробуждают в человеке «сосотояние душевной высоты и просветлённости».Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность.Всё это мы пишем к тому ,что именно в таких стихотворениях,где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере.Сталкивая прошлое и настоящее,писатель «играет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии,эстетического наслаждения, мудрости понимания ,примирённости противоречий ».[4] Тургенев упивается поэзией времени…
Действительно,как мастерски создаёт Тургенев образ ликущей молодости –«царства лазури,света ,молодости и счастья»-в стихотворении «Лазурное царство» и противопоставляет это светлое царство «тёмным , тяжёлым дням ..холоду и мраку старости»…И везде,везде эта философская идея,о которой уже немного упоминалось ранее:показать все противоречия и преодолеть,снять их в синтезе.И это в полной мере отразилось в «Молитве»:
В этом стихотворении ход мысли идёт от противопоставления к синтезу.Тургенев как бы расщепляет,чтобы в конце концов соединить вещи,казалось бы, несоединимые.»И потому:станем пить и веселиться-да молиться»И потому мы не можем согласиться с высказываниями довольно известного А.Батюто «..Таким образом ,и в молодости , и в пору духовной зрелости ,и на закате литературной деятельности Тургенев –философ неоднократно проявляет склонность к преднамеренному или скрытому противопоставлениюГёте Гегелю и по существу всей немецкой идеалистической философии»[5]
Весьма показателен здесь ход тургеневской мысли : вера в чудо проходит через коридор сомнений юВерующий может убедить себя в том ,что дважды два пять, а не четыре ,но его разум может воспротивиться против подобной несуразицы.А что же тогда? Тогда на помощь придёт Шекспир…Что же тогда делать,что выбирать?Как писатель-философ,Тургенев не выбирает вовсе ,а собирает всё в единую систему противоречий ,которая в сущности –то и является той самой истиной,которую все ищут..
«Сила сильнее его воли..»
Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя.Любовь у Тургенева –это отнюдь не интимнейшее чувство.Это всегда сильная страсть , могучая сила .Она способна противостоять всему ,даже смерти. «Любовь для него- едва ли не единственное,в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение». «Только ею,только любовью держится и движется жизнь» («Воробей»).Она может сделать человека сильным и волевым ,способным на подвиг .Для Тургенева существует только любовь-жертва, любовь –«надламывающая эгоизм».Он уверен,что только такая любовь способна принести истинное счастье.Любовь-наслаждение отвергается им .(И это неудивительно теперь для нас . Тургенева можно понять, вспомнив всю его тяжёлую жизнь.Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь ,как большое жизненное испытание,как проверку сил человеческих.)На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо.
Всё вышенаписанное И.С, Тургенев выразил в своём стихотворении "Воробей". Даже птицу ,потерявшую гнездо,для которой смерть, казалось, неизбежна,может спасти любовь,которая сильнее воли.Лишь она,любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой.
В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь-«судьба»,злой рок,тяготеющий над каждым из нас,та могучая и ,казалось бы ,непобедимая сила .Она так же медленно приближалась к птенцу , как и то пятно из стихотворения «Старуха»,а проще говоря,смерть, медленно подкрадывается , «ползёт» прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи «Не уйдёшь!».Уйдёшь ,ещё как уйдёшь,любовь сильнее тебя , она «закроет» «зубастую раскрытую пасть» и ,даже судьбу,даже это громадное чудовище можно присмирить.Даже оно может остановиться , попятиться …признать силу , силу любви…
На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова ,написанные ранее: «Стихотворения в прозе»–цикл противопоставления .В данном случае сила любви противостоит силе зла ,смерти…
Таким образом ,мы можем утверзждать,что автор стремится все-таки «преодолеть» безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостностную борьбу,настроение ,которое выражается фразой: «МЫ ещё повоюем!»
В этом стихотворении ,как пишет Аднан , «тургеневская исповедь перерастает в проповедь активной,мужественной позиции человека перед лицом суровых и вечных законов жизни»…- таков окончательный вывод философской мысли автора…
Заключение.
Как можно теперь заметь ,единого мнения ,единой концепции рассмотрения тургеневских стихотворений не существует.Сколько исследователей ,столько и мнений.Мы попробовали соединить воедино(,даже можно сказать,воспользовались теперь уже хорошо известным нам приёмом Тургенева),привести к синтезу все противоречия и суждения о творчестве писателя ,а в частости ,о «Стихотворениях в прозе»… Мы попробовали определить основные направления философской мысли Тургенева,однако понять писателя полностью очень трудно..а его творчество всегда будет хранить в себе какие-то тайны и загадки…
«Стихотворения в прозе»-это итог трудной,но красивой жизни великого писателя ,который сумел соединить в своих «Senilia»и радость, и горечь ,и мгновенное, и вечное ,и личное, и общечеловеческое…
Список используемой литературы:
Аднан Салим
«Тургенев-художник,мыслитель»,М.,1983
Винникова Галина
«Тургенев и Россия»,М.,1986
Грузинский А.Е.
«И.С.Тургенев(Личность и творчество)»,М.,1972
Добролюбов Н.А.
«Собрание сочинений в трёх томах»,том.3,М.,1952
Озеров Л.
«ТургеневИ.С. «Стихотворения в прозе»»,М.,1967
М.Стасюлевич и его современники в их переписке,в 5-ти томах,3т.,СПб,переиздание 1911-1913гг.,1963
Чичерин А.В.
«Ритм образа»,М.,1973,с.55
Шаталов С.И.
««Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева»,М.,1969.
[1]Бертран Алозииюс.Гаспар из тьмы.Фантазии в манере Рембрандта и Калло.М.,1981,сю235
[2] Озеров.Л. « Тургенев И.С.Стихотворения в прозе» , М.,1967,с.11
[3] Добролюбов Н.А. Собр.сочинений в трёх томах,т.3,М.,1952,с.48.
[4] Аднан Салим «Тургенев – художник,мыслитель»,М.,1983,с.158