Полное в этом вопросе единодушие с кальвинистами проявили католические идеологи Лоран Видель и дю Павийон. В своих работах, изданных примерно в то же время, они объявили предсказания Нострадамуса «ложными и возмутительными», а его самого наглым шарлатаном. В 1560 году к этому хору негодования присоединилась третья ветвь христианства - англиканская церковь в лице английского автора .Фулька, написавшего трактат о «бесполеэности астрологических предсказаний», главным образом, на примере Нострадамуса.
Стойкое неодобрение церковных авторитетов, однако, не могло отвадить публику от чтения предсказаний Нострадамуса. В числе его читателей (и почитателей) были очень влиятельные лица. Так, в 1622 году могилу Нострадамуса посетил король Людовик XIII, а в 1660 году - Людовик XIV в сопровождении своей матери королевы При таком высоком покровительстве стремление церкви сжечь книгу Нострадамуса осталось нереализованным. (Лишь в конце XVII века Ватикан занес «Пророчества» Нострадамуса в список запрещенных книг). А число апологетических работ, превозносящих Нострадамуса и отыскивающих у него все новые удивительные пророчества, довольно быстро превзошло число работ критических.
Первым апологетом и комментатором Нострадамуса стал его ученик Жан-Эме де Шавиньи, мэр города Бона, бросивший этот пост и многообещающую карьеру ради занятий астрологией. В книге «Первое лицо французского Януса», вышедшей в 1564 году, он система Нострадамуса, выстроив их в историческую цепочку от 1556 до 1589 года. Значительную часть их он привязал к деяниям Генриха Наваррского, который к этому времени вошел в силу. Большое число несбывшихся предсказаний отнес к нему же ( с благочестивой оговоркой, что все это мол сбудется, если Генрих, только что принявший католичество, не впадет снова в ересь). Начиная с этого времени вплоть до наших дней, каждый следующий комментатор Нострадамуса приспосабливал его предсказания к своему времени, переориентируя большую часть предсказаний сообразно своим личным пристрастиям. То, что в XVI веке относили к Генриху Навррскому, в XIX веке могли отнести к Наполеону, а в XX веке - к Гитлеру. Под агентами Антихриста, о которых немало говорится у Нострадамуса, в XVI веке понимались «безбожные кальвинисты», в XVIII веке - «безбожные якобинцы», а в XX веке - «безбожные большевики». Главную роль тут всегда играли симпатии или антипатии толкователей к тому или иному историческому лицу или явлению. В том случае, когда материалов Нострадамуса не хватало для концепции комментатора или они были недостаточно выразительны, изготовлялись от его имени новые катрены. Так, в 1649 году во Франции во время Фронды вышло подложное издание «Столетий», в которое были включены катрены, разоблачающие Мазарини. О подложных предсказаниях Нострадамуса, «предвещающих» победу Третьего Рейха, изготовленных ведомством Геббельса, уже говорилось в начале. Интересно отметить, Что английская секретная служба отнеслась к инициативе Геббельса с полной серьезностью и приняла ответные меры. Затратив 80 тыс. фунтов стерлингов, она изготовила огромное количество листовок со своими текстами, в которых Нострадамус предвещал победу союзников, и распространила их в городах оккупированной немцами Западной Европы. Все эти факты говорят о том, что авторитет Нострадамуса на протяжении веков оставался очень устойчивой величиной. Да и в наше время на Западе публикации Нострадамуса и о Нострадамусе Понять этот интерес нетрудно. Легких времен, строго говоря, никогда не было. Люди во все времена были озабочены тем, что сулит им будущее. А сейчас, когда простое нажатие кнопки может вообще привести к концу человеческую историю, интерес к будущему обострился как никогда. А может, и правда, будущая судьба человечества скрыта в катренах Нострадамуса? А верность его предсказаний будущего гарантирована уже сбывшимися его предсказаниями?
Были ли у Нострадамуса предсказания о будущих судьбах России? По мнению нострадамусоведов, безусловно были. Правда6 таких слов, как Россия, Русь, Московия он никогда не употреблял, но комментаторы считают, что русских он называл северянами, аквилонцами (т.е. живущими в области северного ветра - Аквилона). Вот, например, катрен II,68, который относят к Петру I: Усилия Аквилона будут велики, Ворота на океан будут открыты Королевство на острове будет восстановлено. Лондон задрожит, Открытый парусам. Первые две строчки в комментариях не нуждаются. Две последние, по мнению комментаторов6 отражают синхронные события восстановление династии Стюартов (1660) и эпизод из второй англо-голландской войны - прорыв голландского флота в Темзу (1667). Но, строго говоря, синхронность здесь довольно относительная. Между событиями в Англии и событиями в России - основание Петербурга (1703) - интервал почти в 40 лет (синхронными их не назовешь). А вот предсказание, которое при желании можно отнести к А.В.Суворову, - катрен II,29:
Восточный (человек) покинет свое местопребывание,
Перейдет Апеннинские горы, чтобы увидеть Галлию.
Пронзит небо, воды и снег,
И каждого поразит своим жезлом.
Это можно истолковать так: первая строка - отъезд Суворова из ссылки, вторая - поход в Италию, третья - переход через Альпы, четвертая - маршальский жезл Суворова. Однако есть и другие истолкования этого катрена. По мнению одних6 речь здесь идет о Наполеоне. По мнению других - об арабском полководце, который должен был вторгнуться в Европу во главе войск новой мусульманской империи. Наконец, по мнению третьих, это вьетнамец, приехавший в Париж на переговоры об урегулировании вьетнамской проблемы в 1970-х годах. Предсказание I, 49 - одно из немногих, которые датированы, т.е. имеют точную дату осуществления предсказания - тоже относят к России. Много, много перед такими происками Люди Востока достоинством лунным. В 1700 году они сделают так, что великие (или - многие) будут уведены, Почти подчинив угол Аквилона. Очевидно, Нострадамус хотел сказать, что восточная мусульманская держава (под знаком полумесяца) нанесет поражение христианской Европе, уведет много пленных и почти захватит окраину России. Скорее всего, это деяние должна была совершить сконструированная Нострадамусом великая Арабская империя. Если даже посчитать, что это реально существовавшая в 1700 году Османская империя, то и тут получается пример предсказания «с точностью наоборот». Как раз в конце XVII века Турция потерпела ряд серьезных поражений от христианской Европы и по Карловицкому миру 1699 года вынуждена была отказаться от ряда завоеванных ранее земель на Балканах в пользу Австрии, Польши и Венеции. Что же касается России, то она в 1696 году отвоевала у Турции Азов, получила выход к южным морям. И как раз в 1700 году Турция была вынуждена подписать с Россией договор, признающий этот факт. Слова «Славония», «славянская земля», «славянский народ» у Нострадамуса встречаются в пяти катренах. Можно допустить, что все они или часть из них относятся к России.
У славянского народа песни, гимны и жалобы.
Плененные принцами и сеньорами - в темницах.
(Но может, и - пленные принцы и, сеньоры - в темницах.)
Примут (это) за божественное откровение.
Возвысится в высочайшей степени.
Они переменят своего монарха (на человека), рожденного в
провинции.
Армия, собранная в горах, пересечет море.
Молоко с лягушачьей кровью приготовлено в Далмации.
Раздор, чума близ Баллен.
Великий вопль пронесется по всей Славонии (или - славянской
земле),
Когда близ (Равенны) и в (самой) Равенне родится чудовище.
(Перед тем), как напасть на Венгрию возле Сорбии,
герольд из Брудес придет их предупредить.
Византийский вождь, Саллон Славонии (или - славянской земли)
Придет обратить их в арабский закон.
Напомним, что не только слово «Славония», но и слова «славянский народ» у Нострадамуса допускают двойное толкование. Их можно перевести и как «рабский народ». Кроме того, в приведенных выше катренах три неясных топонима. Слово «Брудес», возможно, представляет собой искаженное название Буды, столицы Венгрии в XVI веке. Баллен, по мнению Э.Леони, - искаженное латинское название «Требула Баллиенсис» нынешнего итальянского городка Трелья близ Капуи. А Саллон может означать и родной город Нострадамуса Салон, и город Солин в Югославии (но не в Словении, а в Долмации), и даже Салоники в Греции. Наиболее осмысленным в этой группе кажется катрен I,14, если допустить, что принцы и сеньоры во второй строчке не пленили, а плененные, т.е. не карающая, а страдающая сторона. (Текст допускает оба толкования.) Тогда, с точки зрения убежденного монархиста, мы получим картину Октябрьской революции и красного террора. В двух последних строчках, в таком случае, автор в энергичных выражениях дает оценку теории научного коммунизма. такое толкование появилось, однако6 только в XX веке. В XVII веке Этьен Жобер, придерживаясь более естественного толкования второй строчки (не принцев и сеньоров посадят в тюрьму, а они сами кого-то посадят), объяснил X,62 из событий XVI века. Гугеноты со своим нелепым учением о реформации церкви понесут заслуженную кару от властей. А народ - конечно, имеется в виду не славянский, а французский, точнее, его низшие слои - Нострадамус в переносном смысле называет «рабами». В XIX веке А.Лепелетье тот же катрен отнес к событиям Великой Французской революции. Злодеи, посаженные в тюрьму, у него уже не гугеноты, а якобинцы. Что касается катрена V,26, то первые три строчки можно связать с историей Росси от Петра I до И.В.Сталина. Дело, однако, сильно портит четвертая строчка, явно к России не относящаяся. Общее в катренах II,32 и X,62 то, что их действие происходит на Балканах. Однако ни к истории реальной Словении, ни к истории всего этого региона данные предсказания не имеют никакого отношения. Предоставим любознательным читателям полную волю увязывать их любым способом с историей России... О каком-то сомнительном учении говорится в катрене VI,72, который некоторые комментаторы относят к царице и Распутину: