Смекни!
smekni.com

Claudio Monteverdi (1567-1643) (стр. 2 из 2)

Его письма того периода свидетельствуют о полном изменении его положения и самосознания по сравнению с тем, каковым оно было в Мантуе. Его востребованность, всеобщее уважение и аккуратность в оплате его услуг стали хорошим источником его вдохновения. Он поддерживал связь с двором Гонзаги, преимущественно потому, что не оставлял надежды поставить оперу в Венеции, и регулярные денежные поступления из Мантуи способствовали достижению этой цели. В переписке Клаудио проявляются некоторые начала философии драматической музыки, основанные не на его поздних работах, а на истории оперы в целом. С одной стороны, это intermezzo эпохи Возрождения – короткая музыкальная пьеса, часто носящая аллегоричный, декоративный характер с выраженной духовной тематикой, с другой – пасторали со своими крайне искусственными пастухами и пастушками. Монтеверди же всё больше и больше интересовало выражение человеческих эмоций, изображение узнаваемых человеческих образов с присущим им одним характером и настроением. Он экспериментировал с новыми выразительными средствами. Большинство из тех, которые он опубликовал в своей седьмой книге мадригалов, изданной в 1619 году, были заимствованы у более молодых современников, но использовались они убедительней. Это были своеобразные «разговорные музыкальные письма», преднамеренно написанные в серьёзной речитативной манере для наибольшего соответствия тексту. В то же время, балет «Tirsi e Clori», написанный для Мантуи в 1616 году, напротив, демонстрирует изящную мелодичность современных арий.

Его попытка создавать практическую философию музыки происходила в течение 1620-ых и привела к дальнейшему стилистическому развитию музыки Клаудио. Следуя идеям Платона, он разделил эмоции на три основных вида: любовь, война и спокойствие. Каждый из них выражался разными ритмами и гармониями. Следующим шагом развития его теории стало откровенное принятие реализма – подражание различными способами звукам природы. Отражением этих идей стала драматическая кантата «Битва Танкреди и Клоринды». В ней, например, быстрое, ритмичное повторение отдельных нот вкупе с пиццикато на струнных выражают удары мечей, что, несомненно, является шагом вперёд в идиоматическом использовании струнных инструментов. Тенденция сохранилась и в комической опере «Licoris, Который Притворился Безумным», вероятно, предназначенной для Празднования инаугурации герцога Винченцо Второго из Мантуи в 1627, ноты которой вследствие были утеряны, хотя и остались свидетельства очевидцев. Годом позже Монтеверди перенес тяжёлый удар - его старший сын Максимиллиан, учившийся на медика в Болонье за чтение запрещенных Инквизицией книг, был заключен в тюрьму. Несколько месяцев спустя обвинение с Максимиллиана было снято, и в том же году Клаудио получил заказ на написание музыки к торжественной части турнира в Парме, посвящённого бракосочетанию герцога Эдуардо Фарнес и Маргариты де Медичи. В 1630 году вспыхнула чума, которая чудом обошла Монтеверди и его семейство стороной, более того, принеся Клаудио множество заказов на написание духовной музыки. Так, он написал мессу для службы Благодарения в соборе св. Марка, где было официально объявлено об эпидемии. «Глория», известная в наши дни, следует традициям и являет собой пример соответствия настроения музыки и текста. И оба этих, и другие произведения церковной тематики, написанные, вероятно, в то же время, несут в себе заряд величественной мудрости, которой уступила место страсть его ранних творений. То же можно сказать и о книге избранных песен и дуэтов, опубликованной годом позже, и сборнике мадригалов, отобранных самим Клаудио и изданных в 1638-м. Эта обширная ретроспективная антология музыки, написанной начиная с 1608 года, является блестящей иллюстрацией теории Монтеверди и полностью соответствует своему названию – «Мадригалы войны и любви».

Эта коллекция, изданная, когда композитору исполнилось 70 лет, могла показаться венцом его творческой карьеры, но судьба подарила ему его «индийское лето»: первый оперный театр, открытый в Венеции в 1637 году. Будучи местным композитором с опытом работы в жанре, Монтеверди с самого начала был основой репертуарной политики театра. «Лорианна» была поставлена снова, а вместе с ней – четыре новых оперы, написанных за три года. Только две из них сохранились в нотах – «Возвращение Улисса» и «Коронование Паппеа» – и обе они – шедевры. Хотя они и содержат элементы intermezzoВозрождения и пасторали, тем не менее, являются настоящими современными операми. Их интерес заключается в раскрытии характеров людей в реалистичных ситуациях. Диапазон велик – дворяне, их слуги, зло и благородство, невинность и глупость. И музыка подчёркивает эмоции и характеры каждого из героев. Монтеверди показывает, к каким результатам приводит его понимание музыки, развившееся в течение первых лет, проведённым композитором в Венеции, как гармонично могут сочетаться модная ариетта (короткая ария), дуэты и ансамбли вместе с экспрессивным и отнюдь не модным речитативом. Акцент делается на сюжет (конфликт): музыка редко носит отвлечённый характер, она оказывается вовлечена в ткань произведения и является не целью, а средством, сохраняя при этом удивительную красоту и запоминаемость мелодий.

Всеми этими работами, всем своим творчеством Монтеверди завоевал себе титул величайшего музыкального драматурга. Он был признан и глубоко уважаем своими современниками, о чём свидетельствуют многочисленные дары и денежные пожертвования, полученные им в последние годы жизни, включая и помощь в организации его поездки на родину в последние месяцы своей жизни. Венецианская публика выказала ему своё уважение и на похоронах после его смерти, наступившей после короткой болезни.

Он был захоронен в Церкви Фрари, где ему был установлен памятник.