Содержание:
Введение
1. Отличия индоссамента от цессии
2. Проблемы передачи векселя
3. Особенности национальной оплаты векселей
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Вексельное обращение становиться особенно актуально в наше время взаимных неплатежей. Таким образом, знание вексельного обращения необходимо как и фондовым брокерам, так и работникам финансовых отделов предприятий. При использовании векселя в хозяйственной практике предприятия и организации сталкиваются с большим количеством вопросов и проблем, как в методологии учёта, так и в налогообложении. Вопросы и недоумения подчас вызывают даже инструкции и положения по векселям, издаваемые государственными органами, зачастую противоречащие друг другу в отдельных принципиальных вопросах, как- то появление "товарных" векселей, векселей в бездокументарном виде, наложение особых ограничений на бланк векселя (при том, что он может быть принципиально написан даже на салфетке) и др. Всё это искажает сущность векселя и подрывает к нему доверие.
Вексельное обращение становиться особенно актуально в наше время взаимных неплатежей. Таким образом, знание вексельного обращения необходимо как и фондовым брокерам, так и работникам финансовых отделов предприятий. При использовании векселя в хозяйственной практике предприятия и организации сталкиваются с большим количеством вопросов и проблем, как в методологии учёта, так и в налогообложении. Вопросы и недоумения подчас вызывают даже инструкции и положения по векселям, издаваемые государственными органами, зачастую противоречащие друг другу в отдельных принципиальных вопросах, как- то появление "товарных" векселей, векселей в бездокументарном виде, наложение особых ограничений на бланк векселя (при том, что он может быть принципиально написан даже на салфетке) и др. Всё это искажает сущность векселя и подрывает к нему доверие.
1. Отличие индоссамента от цессии
Первый формальный (внешний) признак индоссамента - наличие под передаточной надписью одной подписи, выражающей волю передающего лица на отчуждение принадлежащих ему прав. Второй подписи - лица, принимающего данные права, - для действительности индоссамента не требуется.
Соответствующим формальным признаком цессии должно быть наличие под цессионной записью двух подписей. Первая подпись выражает согласие передающего на отчуждение принадлежащих ему прав. Вторая - означает согласие принимающего на приобретение, получение этих прав. Отсутствие хотя бы одной из подписей делает цессию недействительной. Ни один договор, в том числе и об отчуждении прав, не может состояться, когда нет удостоверения воли отчуждателя и(или) воли приобретателя.
Как квалифицировать надписи на ценных бумагах, которые, судя по их юридической природе, должны быть выполнены как индоссаменты, но по форме соответствуют требованиям цессии? Действителен ли индоссамент, подписанный как передающим, так и принимающим лицом? В таких случаях следует руководствоваться не природой ценной бумаги, а содержанием надписи о сделке.
Если из надписи следует, что речь идет о приеме и передаче прав, вытекающих из ценной бумаги, - перед нами запись о цессии, пусть она совершена даже на векселе. Вексельное законодательство не запрещает иные способы передачи векселя помимо индоссамента, оно только не придает им вексельно-правового значения. Значит, перед нами вексель, держатель которого легитимируется не специфическим вексельным, а общегражданским способом - документом, удостоверяющим приобретение им прав требования из векселя, со всеми пороками и возражениями, которыми были поражены эти права в период их принадлежности предшествующему кредитору.
Если же подпись принимающего поставлена под такой надписью, из которой нельзя однозначно установить, выполнена ли вторая подпись в удостоверение факта приемки прав либо в доказательство чего-то другого, следует применять положения специального законодательства - о ценных бумагах соответствующего типа. Так, если речь идет о векселе или чеке, то всякая подпись на этих бумагах без каких-либо поясняющих сведений должна рассматриваться как аваль за векселедателя (чекодателя).
Гражданское право выработало специальные наименования лиц - участников индоссамента и цессии:
- лицо, уступающее бумагу по индоссаменту, называется индоссант;
лицо, принимающее эти права, - индоссат;
- лицо - носитель корреспондирующей уступаемым правам юридической обязанности - индоссатор (двое последних в индоссаменте никакого участия, строго говоря, не принимают).
Соответствующие лица - участники цессии называются цедент, цессионарий и цессионар.
Законодательством России установлено, что передаточная надпись о совершении индоссамента может выполняться только на обороте документа, удостоверяющего передаваемые права, либо на добавочном листе к нему (аллонже).
Для выполнения цессионной записи специального порядка не установлено. Цессионная запись может выполняться в любой, не запрещенной законодательством, письменной форме. Она может быть оформлена как на обороте документа или добавочном листе, так и в виде отдельного документа. Факт наличия цессии может доказываться письмами, телеграммами, любыми иными письменными документами, обмен которыми может быть расценен как заключение договора о цессии.
Единственное законодательное исключение представляет цессия права требования по банковскому сертификату. На практике многие эмитенты классических (документарных) именных акций и облигаций печатают на обороте документов не только условия их обращения, но и клише для цессионных надписей, или, как писали в дореволюционной России, (для трансфертов).
Поскольку цессия - это договор, цессионная запись может быть только именной, совершенной на имя определенного лица. Имя этого лица должно быть указано таким образом, чтобы перечисленные признаки позволяли однозначно индивидуализировать лицо как конкретного участника гражданского оборота.
Индоссамент же, являясь односторонней сделкой, может быть выполнен не только в пользу определенного лица, но и содержать в себе оговорку о приказе и даже вообще не указывать лица-индоссата. Следовательно, индоссамент может быть именным, ордерным и предъявительским.
Кроме того, допускается совершение бланкового индоссамента (индоссамента с пропущенными (незаполненными) элементами содержания). Так, держатель бумаги с индоссаментом, в котором не указано имя индоссата, место или дата выполнения передаточной надписи, может самостоятельно заполнить недостающие данные или поручить заполнение третьему лицу. Подобная процедура не может применяться к цессии, поскольку это означало бы одностороннее изменение условий договора, что законодательством не допускается.
Законодательством предусмотрена возможность совершения так называемого - индоссамента, запрещающего последующее индоссирование. Запрещение не следует воспринимать как невозможность индоссирования. Индоссирование по-прежнему может быть произведено, несмотря на, но с учетом того, что лицо, учинившее, не будет нести ответственности за неисполнимость соответствующего обязательства перед теми лицами, в пользу которых бумага в дальнейшем будет индоссирована. Все индоссаменты, совершенные после, имеют последствия обыкновенной цессии - это сделка, ограничивающая круг прав требований держателя индоссированной таким образом ценной бумаги, но не более того. Запрет же на совершение цессии (запрет на заключение договора) - это ограничение общегражданской правоспособности, в связи с чем совершение недопустимо.
Зачеркнутый индоссамент считается ненаписанным, поскольку зачеркивание производится поверх текста передаточной надписи, является более поздним актом волеизъявления индоссанта и подписывается им. Зачеркивание расценивается как односторонняя сделка, направленная на уничтожение последствий индоссамента, совершение которой предполагается произведенным управомоченным лицом, например тем лицом, которое его подписало, либо лицом, которое приобрело право для этого (например, выкупило вексель, оплатив его по регрессному требованию). Доказать же что-то иное практически невозможно.
Зачеркивание индоссамента никогда не будет произведено индоссатом, ибо это ему не выгодно. Следовательно, на нем лежит бремя всемерной охраны и надлежащей заботы о сохранении индоссамента в его пользу незачеркнутым.
Зачеркнутая цессия сохраняет свою силу в той части, которая не испорчена настолько, что есть возможность установить ее первоначальное содержание. Когда содержание вызывает сомнение, оно устанавливается судом по иску заинтересованной стороны. Зачеркнутая цессионная запись может повлечь признание цессии недействительной только тогда, когда между участниками цессии достигнуто соглашение, отменяющее цессию (контр-цессия), причем оно выполнено в той же, что и соглашение о цессии, либо в более строгой форме.
Наконец, последнее формальное отличие индоссамента от цессии - возможность совершения препоручительного (инкассового) и обеспечительного (залогового) индоссаментов и невозможность совершения цессии с аналогичными назначением и последствиями.
Препоручительный индоссамент не переносит прав требования на нового кредитора; он лишь определяет лицо, которому кредитор поручает действовать в своих интересах. Такой индоссамент иначе называется procura-индоссамент, а лицо, получающее права по такому индоссаменту, не индоссатом, а прокуристом. Прокурист уполномочивается индоссаментом:
- на осуществление прав, в отношении которых был совершен procura-индоссамент;
- в случае отказа в реализации прав - на совершение всех необходимых процедур, подготавливающих возможность предъявления индоссантом иска к должнику.
При успешной реализации предоставленных ему полномочий прокурист обязан передать своему индоссанту полученное исполнение; в противном случае - возвратить ценную бумагу и (если он обязан к этому в договоре с индоссантом) документы о совершении протеста.