«Возвращение блудного сына» — это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности в последние годы жизни, с одной -стороны, и ничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его — с другой, с равной силой звучат в последнем произведении гениального художника.
В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Только скромная запись в церковной книге амстердамского собора Вестернкерк сообщает нам дату похорон художника 8 октября 1669 года. Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя.
Творчество Рембрандта, философски глубокое и подлинно гуманистическое, смело можно назвать одним из круйнейших достижений художественной культуры человечества.
Рембрандт был далек от понимания социальных конфликтов действительности. Он постигал эти конфликты лишь постольку поскольку они вели к крушению его гуманистических иллюзий поскольку он ощущал их господство над человеческой индивидуальностью. Исполненный сочувствия к людям и тревоги за их судьбу, Рембрандт ищет свои положительные идеалы в сфере этики. Нравственные достоинства, моральная высота человека — вот то ценное, что видит Рембрандт в обществе своего времени и что, по мнению художника, является залогом конечного торжества светлого и прекрасного.
Ни один художник в истории изобразительного искусства не стал столь большим поэтом человеческой души, певцом духовной красоты реального человека, каким вошел в сокровищницу эстетической мировой культуры Рембрандт ван Рейн.
Особенно высокую оценку творчеству великого мастера дают передовые деятели русской культуры второй половины XIX века — Стасов, Крамской, Репин. На его полотнах и офортах многие русские художники учились реализму и мастерству, Настойчиво изучали его искусство крупнейшие мастера русской живописи — Репин и Серов.
Интерес к Рембрандту не ослабевает и в наши дни. Своей проникновенной правдой его произведения снискали любовь у массового зрителя.
- Список литературы -
1. Виппер Б. Р. «Становление реализма в голандской живописи
XVII века» Москва «Искусство»1967г.
2. С. А. Андронов «Рембрант. О социальной сущности
художника» Москва идательство «Знание» 1978г.
3. Ротенберг Е. Э. «Рембрант Гарменс ван Рейн»
Москва изд. «Советский художник», 1956
4. В. А. Лебедев «Рембрант»
издательство «Знание» Москва 1956г.
5. Альбом репродукций «Рембрант»
вып. 1-2. Москва изд. «Изобразительное искусство» 1971-72г.