Что было главным в его дальнейшем труде? Он стал свободным писателем и философом в 1881 году. Каким образом? Он, наследственный ученый, сын знаменитого Соловьева; он, магистр, а потом доктор, - не ему ли преподавать философию в университете? Но ведь он еще был и христианин, политический и общественный мыслитель! Когда был убит Александр II, он пишет царю Александру III письмо. Он выступает с речью, в которой говорит, что царь как христианин должен отказаться от смертной казни цареубийц, тех людей, которые убили Александра II. Именно как христианин. Не отрицая того, что это было преступление. Но на убийство отвечать другим - это для христианина не решение вопроса. И надо сказать, что это как-то сразу создало вокруг Соловьева нездоровую среду и ему пришлось бросить университет. И вот с тех пор, с 1881 года по 1900, когда скончался, он ведет образ жизни, может быть, немного похожий на образ жизни своего далекого предка, Григория Савича Сковороды. Он жил чудовищно! Я удивляюсь только, что он не умер раньше. У него не было дома, он питался, как попало, жил, но гостиницам, кочевал из города в город, из страны в страну. Как он мог писать столько?! - это остается до сих пор тайной. Он писал в каких-то номерах, иногда на обрывках бумаги. У него было много друзей, в частности он дружил с семьей покойного поэта Алексея Константиновича Толстого. В этой семье он встретил женщину, которую любил больше всех в течение многих лет. Но она была замужем, а когда муж ее умер, что-то в их отношениях надломилось, так он и остался один. Он вел аскетический, спартанский образ жизни. Но в этом не было ничего наигранного, ничего вымышленного, наоборот, он любил добрую компанию, любил, чтобы в этой компании было и вино. Разумеется, он не одобрял пьянства, но для интеллектуальных людей, говорил он, поднять свой дух за бутылкой вина - это только на пользу, здесь он ссылался всегда на пример героев платоновских диалогов, особенно платоновского диалога "Пир". И вот этот человек - у него ни кола, ни двора, все деньги, которые он зарабатывает, раздает, тут же, кому попало, ходит в одежде иногда с чужого плеча... Егочасто принимают то за епископа, то за священника, а однажды мальчик в гостиницесказал: вот Боженька идет - Соловьев шел в старой шубе, у него была ужедлинная борода, длинные волосы. Он был близорук - глаза, смотрящие в пространство. Иконописное лицо. Таинственный человек!Очень остро его описывает Андрей Белый, поэт, которыйвидел его в детстве.
Современники оставили массу воспоминаний о нем: егоглазах, которые меняли цвет, смехе, который одним казался гомерическим,радостным, а другим казался каким-то демоническим; противоречиях его жизни,любви его к каламбурам.И этот человек, загадочный, странный, бездомный, пишеткнигу, которую он назвал "Великий спор". Он говорит о том, что Запад сВостоком уже давно спорят! Упрощенно говоря, восточное познание - человекничто, Бог все! Бесчеловечный, грозный Бог! А на Западе - безбожный человек,духовно вытесняется человеческое "я" вперед. Затем Соловьев пишет книгу "Духовные основы жизни", Он пишет о вере, любви, посте - три элемента.И как пишет? Просто, ясно. На языке, который не был специфически клерикальным,каким-то архаичным, церковным в кавычках, на том самом языке, на которомон писал свои кристально ясные философские книги, свою публицистику.
Какговорили многие современники, иные люди (а их было немало) начинали своезнакомство с традицией Святых Отцов, с писаниями Святых Отцов именно скниги Владимира Соловьева "Духовные основы жизни". Он читает в Петербурге лекции о Богочеловечестве.Богочеловечество - еще одна родная ему мысль! Для материализма, позитивизмаистория мира и природы - это все земное, человеческое. Для тех, кто отрицаетзначение “земного”, для крайней духовности - все это ничтожно.Христианство не отвергает материю и плоть, природу, оно освящает ее, потомучто это творение Божье, и Бог воплотился в мире.Естественно, после этого он задумывается над проблемой,о которой я уже упоминал: над проблемой единства христиан. На первыйвзгляд, эта проблема проста. Для тех, кому она не ясна,можно использоватьэлементарную притчу. Вот, скажем, умирает какой-то человек. Его дети безумнолюбят его. И расстаются с ним со слезами. Они говорят: "Отец, какая твояпоследняя воля? Все, что ты скажешь, - мы выполним". Это естественно изакономерно. И он говорит: "Дети, у меня к вам только одна просьба,чтобы вы жили в единстве между собой, не оскорбляли Друг Друга, не отделялисьДруг от друга. Чтоб вы сохранили семью". Отец умирает. А у детей находятсяобъективные причины, может, вполне серьезные... Почему они все перессорились?Почему они ненавидят друг друга? Почему они не хотят знаться друг с другом? Время от времени кто-то из них вспоминает, что отец ведь им заповедалдругое... И вот тогда-то дети и видят, что они его оскорбили. Они нарушилиего завет, его волю. Предсмертный завет Христа нам, христианам, хорошоизвестен. Каждый в Библии прочтет эти слова, когда Господь Иисус молитсяперед смертью: "Да будет все едино: как ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, таки они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня". КакОтец и Сын едины, так чтоб все были едины. Вот мысль Христа. Это ЗаветЕго. Но Завет нарушен, нарушен совершенно очевидно. По объективным причинам.Все виноваты, каждый по-своему. Может, больше виноваты одни, может, большевиноваты другие... Люди Запада говорят, что больше виноват Восток в своейгордыне, люди Востока говорят, что виноват больше Запад в своем властолюбии,и так далее. Но что нарушен Завет - это уже очевидно.Вот так размышлял Соловьев и... задумал найти путь дляпреодоления христианского разделения. Но сначала он поставил перед нами,перед христианами, весьма важный вопрос. Он сказал: а что такое наша верахристианская? Что это - идеология? Отвлеченная философия? Или что-то дляличного употребления? Ни в коем случае! Тогда бы она не была частью всеединогозамысла Божьего. Это касается нашей жизни во всех ее аспектах и проявлениях,в том числе и социальном. Люди должны научиться жить на земле по - Божьи.Подчиниться Божественному зову - это и есть теократия, боговластие. Нокак они могут это сделать, если они все во вражде и разобщении? Соловьевизучает Библию, изучает древнееврейский язык (греческий, латинский он ужезнал). Он читает Ветхий Завет. Он переводит значительные его куски заново.Он объясняет, что замысел Божий о том, чтобы люди жили по - Божьи на земле,восходит к самому началу, что не просто для утешения сердца дан завет Господнийи не просто для того, чтобы успокоить надорванное сердце, а для того, чтобыи в обществе, в конце концов, начинали проявляться и осуществляться высокиеБожественные предначертания.Конечно, нельзя отрицать, что у Соловьева, тридцатилетнегомолодого Соловьева, здесь был элемент утопизма. Ему казалось, как свойственноюности нетерпеливой, что это возможно хоть завтра! В частности, он придумалтакой проект. Он считал, что самая мощная власть на Востоке - русский царь,самый мощный духовный центр на Западе - римский папа. Вот если они протянутдруг другу руки, если Московское царство (или Петербургское) окажется вдуховном единстве с всемирным церковным государством, с Римом, то христианствобудет неодолимо, и будет возможно строить на земле вот такую теократию.Соловьев не только писал об этом - он даже пытался предпринимать практическиешаги. Много ездил по западным странам, сблизился со сторонниками соединенияЦерквей. Он не хотел оставлять эту идею в отвлеченном виде, как некую мечту,а пытался осуществить ее.Идея Соловьева... Папа римский сказал об этом: прекраснаяидея, но нужно только чудо для того, чтобы она осуществилась. Надо сказать,что Соловьев был абсолютно одинок в этом и на Востоке. Его православныесобратья стали относиться к нему с крайним недоверием. Его статьи и книги(касающиеся богословских вопросов) перестали печатать, цензура их не пропускала,ему пришлось издаваться за рубежом. А на Западе его считали мечтателем,хотя относились к нему с любовью. Говорили: как можно соединить два мира,расколовшихся полностью, восточно-православный мир и западно-католический!..Соловьев оказался пророком, потому что несколько десятилетий послеего смерти совершенно независимо началось, хотя и не уверенно, но упорно,движение к взаимопониманию христиан разделенного мира.В отношении социальном он был всегда сторонником демократиии справедливости. Его блестящие статьи в защиту свободы совести актуальныполностью и сегодня. Он считал, что христианство православное унижено, унижено у нас в стране тем, что его защищает цензура,государство. Соловьев выступал против гонений на старообрядцев, противгонений на сектантов. Он говорил, что если истина действительно реальнаи настоящая, если люди, которые исповедуют, верят в нее, то разве нужноприбегать к цензуре, насилию, подавлению. К цензуре, насилию, подавлениюприбегает только тот, кто в глубине души не верит в свою идею. Он, кстати,говорил и о "правде социализма" (это буквальные его слова). "Правда, социализма"- частичная, правда. Слово "социализм" он понимал очень широко, считал,что да, необходимо добиваться лучших экономических условий для жизни человека.Но он же был убежден (и доказывал это), что одних экономических преобразованийсовершенно недостаточно. Что на самом деле человек не может быть счастлив,если он материально обеспечен, а духовно нищ и обделен. Все попытки решитьчастным образом вопрос:, либо материально, либо духовно, вызывалив нем протест. Крайний аскетизм, который говорил: будем восходить на небои махнем рукой на землю, находил в его лице резкого противника. Свобода.Труд. Любовь. Деятельность. Созидание, активное участие человека. Что такоеидея богочеловечества? Бог не один творит мир, а человек участвует в мировомтворении. Колоссальная ответственность здесь возникала. И слово "Богочеловечество"для него не случайно, оно ведь взято из церковного обихода. Ибо для насИисус Назарянин есть Богочеловек, а раз Он Богочеловек, значит, Он освящаетсамим фактом. Своего пребывания (Бога) на Земле земной труд, земную жизнь,земную человеческую личность.Размышляя о судьбах своего отечества, которое Соловьевочень любил, и, полемизируя со славянофилами, он хотел для своей страныне просто силы, мощи государственной, а чего-то иного. Об этом Соловьевговорит в своем стихотворении, которое называется "Свет с Востока". Начинаетсяэто стихотворение картиной столкновения двух миров: на Грецию движутся(около 500-го года до Р. X.) войска завоевателя Ксеркса, огромное войско.Греческое войско немногочисленно и не может ему противостоять в открытомбою, но греки хитростью заманивают воинов Ксеркса в узкое Фермопильскоеущелье. Персы не могут в нем развернуться во всей своей мощи, и там ихвстречает царь Леонид со своими воинами (их всего было 300 человек). Молодежь,я думаю, смотрела, у нас лет десять назад шел фильм о них "Триста спартанцев".Греки не дали пройти гигантской армии Ксеркса, они умерли все в этом ущелье,и Ксеркс, не зная, сколько там еще стоит воинов противника, вынужден былповернуть. И вот для Соловьева это историческое событие двух с половинойтысячелетней давности стало символом столкновения двух миров.