В системе всеединства вся история человечества представляется как восхождение человека к Богу, или как процесс богочеловечества. На этих основаниях строится этика Соловьева, его учения о Добре, как некой идеальной сущности. Пафос философии Соловьева - борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.
Преодолев Религиозный кризис юношеских лет, Соловьев приходит к выводу, что человечество может духовно возродиться лишь благодаря истине во Христе. В письме к Е.В. Романовой он пишет: “
Предстоит задача: ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую форму... Представь себе, что некоторая, хотя бы небольшая часть человечества вполне серьезно, с сознательным и сильным убеждением будет исполнять в действительности учение о безусловной любви и самопожертвовании долго ли устоят неправда и зло в мире! Но до практического осуществления христианства в жизни еще далеко. Теперь нужно еще сильно поработать над теоретической стороной, над богословным вероучением. Это мое настоящее дело.”
Личность человека у Соловьева на первом плане. Владимир Соловьев дает целую теорию семьи, где личность хоть и на первом плане, но находится в согласии с другим рядом личностей. Половая любовь вполне оправдана, но она не довлеет. Деторождение - благо, но не единственное. У Соловьева личность есть полнота, но для завершения этой полноты она нуждается в обществе. Общество есть полнота, но завершение этой полноты не просто в обществе, а во всем историческом процессе, т.е. в человечестве. Экономическая и политическая жизнь, государство и право - это неотъемлемые моменты стремления человечества к правде и добру. Но, как считает Владимир Соловьев, и самая общая нравственная организация должна быть религиозной и завершаться во вселенской церкви.
Говоря о красоте в природе, Владимир Соловьев утверждает, что она “не есть выражение всякого содержания, а лишь содержание идеального, что она есть воплощение идеи. Определение красоты как идеи устраняет тот взгляд, по которому красота может выражать всякое содержание, а словом “воплощенная” исправляет и тот взгляд, который хотя и требует для нее идеального содержания, но находит в красоте не действительное осуществление, а только видимость или призрак идеи. В этом последнем воззрении прекрасное - как бы субъективный психологический факт, то есть ощущение красоты, ее явление или сияние в нашем духе, заслоняет собой саму красоту как объективную форму вещей в природе. Поистине же красота есть идея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа, и это ее воплощение не менее реально и гораздо более значительно (в космогоническом смысле) нежели те материальные стихии, в которых она воплощается...” О воплощенной идее Владимир Соловьев говорит, что она - лучшая половина нашего реального мира, ”именно та его половина, которая не только существует, но и заслуживает существования. Идеей вообще мы называем то, что само по себе достойно быть. Таким образом в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально - эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же - достойное бытие, или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве
всеобщего. Этого мы желаем как высшего блага, это мы мыслим как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею, нужно, чтобы она была воплощена в материальной действительности. Законченностью этого воплощения и определяется красота как таковая в своем специфическом признаке”.
При чтении Соловьева необходимо взять во внимание нравственно - религиозное направление его творчества. Его отношение к любой проблеме прежде всего трактуется с этой позиции. Вот что он говорит о науке: “Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Исходный пункт науки: истина есть, но не есть “это”. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Ум считает наличный мир неверною, неразборчивой копией того, что должно быть.
Наука постоянно восстановляет подлинный вид вещей, когда объясняет их. Объяснение действительности есть исправление действительности, причем ум не довольствуется легкими поправками, а требует исправлений радикальных, всегда перехватывая за то, что просто есть, за факт. Факт, как таковой, есть для ума нечто грубое, и примириться с ним он не может. Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной”. В соответствии с взглядами Владимира Соловьева, деятельность человеческого ума определяется, во-первых, фактическим бытием как данным и, во-вторых, истиною, как предметом и целью ума. Без данного и искомого, без факта и идеи истины немыслима деятельность ума. Далее он говорит: “...Если бы ум владел полнотою истины, для человека не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя, блаженства. Настоящая же, человеческая деятельность ума обусловлена тем, что он, сначала обладая истиною как только субъективной идеей, стремится обратить ее в объективную”. Все-таки в философии Владимира Соловьева много недостатков, хотя именно он создал русскую систему философии, оригинальную по своему характеру. Именно он заложил основы русской религиозной и философской мысли, которая до сих пор продолжает развиваться.
Философию В.С. Соловьева нельзя рассматривать в отрыве от философского наследия. В его произведениях сливаются воедино специфические черты и древнегреческой, и классической немецкой школ, и русского богословия. Но развиваясь на новом основании, эти идеи зачастую получают и новое звучание: “Истинному бытию, или всеединой идее, противопоставляется в нашем мире вещественное бытие - то самое, что подавляет своим бессмысленным упорством нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу. Главное свойство этого вещественного бытия - двойная непроницаемость:
· непроницаемость во времени, в силу которой всякий последующий момент бытия не сохраняет в себе предыдущий, а исключает или вытесняет его собою из существования, так что все новое в среде вещества происходит за счет прежнего или в ущерб ему;
· непроницаемость в пространстве, в силу которой две части вещества (два тела) не могут занимать одного и того же места, то есть одной и той же части пространства, вследствие чего вытесняют друг друга. Таким образом, то, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в состоянии распадения, раздробленное на исключающие друг друга части и компоненты.
Победить эту двойную непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду сообразную внутреннему всеединству идеи - вот задача мирового процесса столь же простая в общем понятии, сколько сложная в конкретном осуществлении.”
Мир "идей" Платона органически вписывается в логику всеединства у Владимира Соловьева: “...Уже и в природном мире идее принадлежит все, но истинная ее сущность требует, чтобы не только ей принадлежало все, все в нее включалось или ей обнималось, но чтобы и она сама принадлежала всему, чтобы все, то есть все частные и индивидуальные существа, а следовательно, и каждое из них, действительно обладали идеальным всеединством, включали его в себя. Совершенное всеединство по самому своему понятию, требует “полного равновесия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным. Полнота идеи требует, чтобы наибольшее единство целого осуществлялось в наибольшей самостоятельности и свободе частных и единичных элементов - в них самих, через них и для них."
Для понимания того, как решается проблема истины у Владимира Соловьева, необходимо понять, какими философскими категориями он оперирует, на какие предпосылки опирается. Для этого обратимся к работе А.Ф. Лосева. "...с установившейся точки зрения совершенно нет никакой разницы между сущим и бытием. То, что понимает сам Владимир Соловьев под этими терминами, совершенно ясно и едва ли заслуживает какой-либо существенной критики. ...Сущее, по мысли Владимира Соловьева, выше всяких признаков и свойств, выше всяких предикатов и вообще выше всякой множественности. ...Классический образ мышления требовал равноправного существования также и для множественности, раздельной, понятной и далекой от превращения в абсолютно непознаваемый нуль, в абсолютное ничто. Вот это раздельное, доступное пониманию, структурное, относительное, объединяемое в отдельные относительные единства, Владимир Соловьев называет бытием в отличие от сущего. Все дело заключается здесь в том, что должна же существовать какая-нибудь вещь, если мы ей приписываем какие-нибудь признаки. Но если она действительно существует, то она выше своих признаков. По терминологии Владимира Соловьева, эту вещь и надо называть не просто суммой признаков, или бытием, но тем, что является носителем этих признаков, а именно сущим, которое в сравнении со всеми своими признаками есть уже сверхсущее. Отрицать такое ”сверхсущее” - значит, по Владимиру Соловьеву, просто отрицать существование вещей, а значит, и всего мира.”