Смекни!
smekni.com

Травкин Михаил Ильич (стр. 5 из 5)

1992 год завершался курьезом: напряженную политическую атмосферу оживила некая журналистка Дарья Арсланова, поведавшая публике в газете "Собеседник" о своих, разумеется интимных, связях со спикером Верховного Совета Р.Хазбулатовым и о посягательствах (видимо, неудачных) на "честь" той же Дарьи самого лидера Демпартии Травкина. Николай Ильич отшутился, мол, соблазнять журналисток лучше, чем падать с моста с мешком на голове, а Клинтон, которого обвиняли в подобном, сейчас - президент, и в суд подавать не стал.

В январе 1993 года Травкин, продолжая компанию по разоблачению президентской политики, называет раздаваемые ваучеры "унижением народа", а попытки поиска причин торможения реформ в происках затаившихся коммунистов и номенклатурщиков - "глубокой дремучестью". Травкин также выразил убеждение в том, что народы СССР исправят беловежский договор, совершенный "правящими элитами во имя своих собственных интересов", а встречу инициаторов договора Ельцина и Кравчука в начале января охарактеризовал следующим образом: "Мы о встречах Ельцина и Кравчука говорим так, как будто спустя 20 лет вражды встретились руководители сверхдержав. А они просто хорошая эстрадная пара. Как Ширвиндт и Державин". Оценивая перспективы существования "Гражданского союза" Травкин заявляет: "никто не заключал брак до конца жизни ни с Вольским, ни с Руцким. Мы просто нашли общие точки. Вообще-то по большей части позиций мы расходимся... Но если мы не договоримся о главном, то просто рухнем и не придется говорить об остальном. Нынешнее правительство должно отказаться от форсирования реформ и начать подъем жизненного уровня народа. Если в этом с нами согласятся другие группы и фракции, мы с ними объединимся - даже с коммунистами. И не надо морщиться. Давайте сначала решим те вопросы, которые отведут нас от пропасти, а потом будем разбираться".

В преддверии весеннего референдума, отвечая на вопрос о будущем Ельцина, Травкин сказал, что по его мнению, у того нет шансов на успех. Если большая часть населения в стране, считал Николай Ильич, не утратила способность думать и анализировать, "дальнейшая политика, строящаяся на обмане", не имеет перспектив. "Три года показали, что этот человек хорош в борьбе, - заметил Травкин, - но в созидательной деятельности положительных результатов пока не появляется". Вызывает у Николая Ильича и сама терминология президента. "Мы не имеем права проиграть [референдум - ред.]. В чем проиграть? В борьбе с кем?" По мнению Травкина, борьба идет не между коммунистами и демократами, а между двумя главами коммунистической власти: "И это дерьмо, и это дерьмо! И тут нам предлагают сделать выбор". На референдуме 1993 года он голосует за перевыборы и президента, и депутатского корпуса.

28 апреля Травкин объявил о снятии с себя депутатских полномочий, заявив, что вопрос о продолжении Съездом народных депутатов своей деятельности переходит "из юридической сферы в нравственную". Одновременно Николай Ильич призвал сложить свои полномочия тех депутатов, в чьих округах более половины избирателей высказалось за досрочные выборы. Соратник Травкина по "Гражданскому союзу" Василий Липицкий посчитал это заявление популистским жестом, рассчитанным на увеличение шансов экс-депутата на предстоящих выборах (однако, это может быть связано с количеством голосов, поданных против Травкина в Перовском районе Москвы). Одновременно он выступает на съезде против объявления импичмента президенту.

За неделю до этих событий, 22 апреля, в день рождения Ленина ДПР устроила презентацию Фонда поддержки избирательных компаний своих кандидатов и стала первой в стране партией, высказавшейся за всеобщие выборы. Николай Ильич, везде отвергавший свою подготовку к президентским выборам, обрадовал своих почитателей, заявив, что выдвинет свою кандидатуру, если в списке кандидатов окажутся Жириновский, Бабурин, Шахрай. Или один Шахрай. "Тогда кто-то должен действовать в качестве противовеса". В 1990 г. Травкин заявлял: "Не может бригадир вырасти до главы государства за 6 лет. Нужны время и знания". Очевидно, девяти лет для бригадира оказалось достаточно.

Как ни вспомнить слова Николая Ильича: "Трагедия нашей страны в том, что у нас чуть ли не каждый мнит себя президентом".

Предвыборная компания и фактор "двух медведей в одной берлоге" ("Гражданский союз") заставляют Николая Ильича определять свое место в коалиции, переживающей очевидный кризис. Конец"Гражданскому союзу", во всяком случае в старом виде, положил Травкин, объявив 5 июня об отзыве представителей Демпартии из центральных органов "ГС".

Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, стало создание Коалиции гражданских сил представлявшей собой унию "ГС", Социалистической партии труда (Р.Медведева и Валтазаровой), "Партии труда" (А.Исаева, Б.Кагарлицкого и др.) со смещением центра влево, в сторону социалистического лагеря. Наблюдатели посчитали, что разрыв Руцкого с Травкиным может означать начало предвыборной борьбы. Двух самолюбивых лидеров не вдохновляет перспектива работать "на дядю". Василий Липицкий в духе Николая Ильича пожелал ДПР "успехов": "Наши партнеры повторяют жизненный путь колобка, который от всех уходил. Будем надеяться, конец их будет не столь трагичен".

Однако окончательного решения Травкин не принял и жечь корабли не спешил. 8 июля Руцкой, Владиславлев и Липицкий встретились с Травкиным вновь в президиуме городской конференции московской организации "Гражданского союза", проведенный по инициативе председателя Моссовета Николая Гончара, являющегося одним из лидеров Партии труда.

Одновременно Травкин вел переговоры о создании предвыборного блока правоцентристских организаций "Апрель" с Боровым, Шостаковским, Владиславлевым, Константином Затулиным (ассоциация "Предприниматели за новую Россию") и Иваном Кивелиди ("Партия свободного труда"). К блоку присматривался и лидер Российского движения демократических реформ (РДДР) Гавриил Попов, старый знакомый Николая Ильича, критикуя которого за год до этого в апреле 1992 года на Съезде народных депутатов, Травкин сказал: "Попову [как мэру - ред.] ничего не мешает. Нужно просто работать. Или мешает причина, как у того танцора".

Николая Ильичу ничто не мешает продолжать работать и на административной ниве, и на политической, хотя до последнего времени он старался не смешить эти дела.

Придя к власти в районе, Травкин объявил мораторий на партстроительство, пообещав не создавать в Шаховском отделения ДПР, он предложил воздержаться и представителей других партий. Первыми не выдержали коммунисты, собравшиеся в ячейку в марте 1993 года. Вторым нарушил мораторий президент. "Ельцин, - заявил летом 1993 года Николай Ильич, - воссоздает теперь по сути политическую систему. Вместо КПСС - президентская партия, в которой в обязательном порядке входят представители властных структур, директора. Но и будут и первичные организации, в том числе молодежные. Я получил указание от своего губернатора создавать такую структуру в районе. На областном уровне она уже существует".

Николай Ильич женат. Жена - преподаватель физики на английском языке. Два сына - старшеклассника (1975 и 1977 г.р.). Живет Травкин в основном не в Москве, а у родителей - пенсионеров в Шаховском, раз в неделю гостит дома (езды до Москвы - полтора часа), а на каникулы семья перебирается к Николаю Ильичу.

По характеру Травкин оптимист, из людей привыкших быть первыми в любом деле. Хорошо его знающие люди считают, что он "даже на конфронтации идет, чтобы не оказаться в "толпе".

Николай Ильич Травкин - Герой Социалистического Труда (1986 год), награжден орденом Трудового Красного Знамени, лауреат премии ВДНХ СССР и премии Фонда имени Бухарина (1989 год).

Травкин автор многочисленных публикаций по строительной, экономической и политической проблематике.