Для деятельности публичных органов, с которыми хозяйствующий субъект находится во взаимоотношениях, характерно разрешительное начало правового регулирования ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"). Соответственно реализация прав предпринимателя обеспечивается обязанностью органов власти соблюдать общий запрет- воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю свободно, в рамках закона осуществлять свои права. Незаконные акты органов власти в отношении предпринимателя признаются арбитражным судом недействительными, а причиненный ими вследствие этого предпринимателю ущерб подлежит возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 13,16 ПК). Перечень полномочий органов власти в отношении предпринимателей должен быть точно закреплен в законе, определяющем компетенцию данного органа.
Оценивая действующее законодательство о предпринимательстве, можно констатировать, что, несмотря на известные изъяны, в целом оно закрепляет эти начала. Правовой режим хозяйственной деятельности не должен смешиваться с правовым режимом деятельности публичной власти. В основу их соотношения должен быть положен не отказ от деления права на частное и публичное, не смешение их, как это делают сторонники теории социальных функций (В соответствии с ней категория субъективных прав чужда современному обществу, знающему не права, а лишь социальные функции. "У индивидов нет прав,... все индивиды обязаны повиноваться социальной норме, так как они суть существа социальные" (см.: Дюги Л. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование государства. СПб., 1909. С. 5). Таким образом, сторонники данного взгляда распространяют режим деятельности публичных органов власти, характеризуемый определенными задачами, функциями, компетенцией, на частных лиц. То, к чему это может привести, продемонстрировано, в частности, историей развития советского общества после 1917 г. ) и производной от нее теории хозяйственного права, а строгий учет (мера) их соотношения. По тому, какой из правовых режимов лежит в основе законодательства, является доминирующим в данном обществе, можно судить о социально-экономическом строе, политическом режиме данного общества.
Так, в советский период развития общества частноправовые начала практически полностью были заменены принципами публичного права и, таким образом, вполне определенно ставился вопрос о самом бытии частного права. Официальная идеология этого периода, определившая правовые воззрения, может быть проиллюстрирована словами В.И. Ленина' "Мы ничего "частного* не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов римского права, а "наше революционное правосознание".
Государство, как известно, зиждется на противоречии между общественной и частной жизнью, между общими и частными интересами, И пока существует это противоречие, остается обоснованным деление права на публичное и частное. В обществах с тоталитарным режимом, используя идеи социальных функций, хозяйственного права и некоторые другие, им подобные, это объективное противоречие попытались разрешить в пользу общих интересов, напрочь игнорируя интересы отдельной личности. В результате не только экономика, но и все другие сферы жизни общества были огосударствлении. Частное право было попрано, торжествовало публичное ("полицейское") право, а, на самом деле — бесправие и произвол чиновников.
Вопрос о соотношении частного, в том числе коммерческого, и публичного права не является только теоретическим вопросом. Он имеет важное практическое значение, поскольку от его решения зависят пределы государственного вмешательства в частную жизнь, в экономическую и иные сферы жизни общества.
Отнесение коммерческого права к частному ставит вопрос о его соотношении с гражданским правом, которое также является частным правом.
Коммерческое право — это совокупность общих и специальных норм гражданского (частного) права, регулирующих отношения между лицами, осуществляющими коммерческую деятельность, или с их участием. Следовательно оно не претендует на самостоятельность в качестве отрасли права, это составная часть гражданского (частного) права, специальное изучение которой вызвано практическим интересом. И это не зависит от того, разделен или нет частноправовой материал на два кодекса (гражданский и торговый) или объединен в одном гражданском. Разделяя такой подход, Е. А. Суханов определяет коммерческое право в качестве подотрасли гражданского права наряду с такими его подотраслями, как вещное право, обязательственное право, наследственное право, семейное право, международное частное право.
Однако нельзя не заметить, что коммерческое право, в отличие от других подотраслей гражданского права, не имеет своего раздела в ГК, подобно вещному праву, обязательственному праву, наследственному праву, праву интеллектуальной собственности или даже международному частному праву. Не оформлено коммерческое право также в виде отдельного кодекса, подобно семейному праву. Нормы коммерческого права рассредоточены по всему ГК, содержатся в виде вкраплений в большинстве его разделов, глав и параграфов, а также во множестве других законов и правовыхактов.
С учетом отмеченного коммерческое право можно было бы определить как функциональную подотрасль гражданского права. Критерий выделения коммерческого права в системе гражданского права (специальный субъект — субъект, осуществляющий коммерческую деятельность) сходен с критерием выделения международного частного права в системе гражданского права (наличие иностранного элемент.
3.Принципы коммерческого права
Наиболее общим образом особенности коммерческого права как составной части гражданского права можно проследить через принципы частного права. Никаких особых принципов коммерческого права не существует, имеются лишь особенности проявления принципов частного права в сфере торговли. Только такой подход соответствует представлениям о единстве частноправового регулирования, несмотря на все имеющиеся особенности правового регулирования хозяйственной деятельности. Рассмотрим принципы частного права и особенности их проявления в сфере торговли.
В юридической науке число и наименование принципов частного права определяются по-разному. Легальное закрепление они нашли в ст. 1 ГК. К ним относятся: принцип дозволительной направленности частноправового регулирования; принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений; принцип неприкосновенности собственности; принцип свободы договора; принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав; принцип восстановления нарушенных прав; принцип судебной защиты нарушенных прав.
Принцип дозволительной направленности частноправового регулирования означает возможность для субъектов частного права действовать по своему усмотрению, т.е. возможность свободно распоряжаться принадлежащими им правами, в частности осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом (ст. 18, 49 ГК). Этот принцип можно выразить формулой "дозволено все, что не запрещено законом", в которой воплощена суть частного права и в том числе коммерческого права. Напомним, сущность публичного права выражается прямо противоположной формулой "дозволено только то, что прямо разрешено законом".
Поэтому предприниматели равны по отношению к другим субъектам частного права, включая государство как участника частноправовых отношений.
Указанный принцип, воплощающий равенство участников регулируемых частным правом отношений, означает также равенство среди предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, на базе которой они функционируют, и направлен на достижение практического, функционирования рыночной экономики, на создание единого рынка, на котором выступают все предприниматели: физические и юридические лица, в том числе иностранные. Таким образом, создаются условия для развития их инициативы и конкуренции, применения механизма имущественного воздействия, включая устранение с рынка тех предпринимателей, которые, не выдержав требований конкуренции, становятся банкротами.
Вместе с тем следует иметь в виду, что принцип равенства участников частноправовых отношений не означает наличия у них равного объема прав и обязанностей. Он означает, что субъекты частного права не подчинены друг другу, что они не обладают какими-либо преимуществами друг перед другом, если иное прямо не предусмотрено законом (Спросить примеры).
В зависимости от объективных факторов реальные условия деятельности различных предпринимателей могут отличаться, что учитывается законодателем. Так, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия в силу прямого указания закона могут заниматься определенными видами деятельности, т.е. обладают специальной правоспособностью (п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 113 ГК); законодательство содержит определенные ограничения для иностранных предпринимателей по сравнению с российскими и т.д. В сфере предпринимательства принцип равенства участников частноправовых отношений проявляет себя в более строгих требованиях, предъявляемых законодателем к предпринимателю и его деятельности.
Определяются перечни видов товаров (работ, услуг), свободная реализация которых запрещена либо ограничена; устанавливаются запреты и ограничения недобросовестной конкуренции и др. Необходимость таких запретов и ограничений в случаях, предусмотренных законодательством, не вызывает сомнений соответствует интересам как общества в целом, так и самих хозяйствующих субъектов, создавая цивилизованные правила игры на рынке. Благодаря взаимодействию норм публичного права и норм частного права определяется баланс общих и частных интересов. Другое дело — произвольное, нерегламентированное законодательством вмешательство кого-либо в частные дела. Оно в соответствии с действующим законодательством недопустимо. Запрет на произвольное вмешательство в частные дела сформулирован широко (ст. 23 Конституции РФ), но, прежде всего он касается органов государственной власти и местного самоуправления. Гарантией от такого вмешательства является, в частности, норма ст. 13 ГК, в соответствии с которой ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы частного лица, может быть признан судом ( спросить каким) недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями.