Степь холмистая ходит, ходит, словно палуба, ходуном.
Вербы старые хороводят возле копанцев, за гумном.
Звезды движутся небесами, хаты белые – в даль полей,
Хаты кажутся парусами уплывающих кораблей.
(“Пахнут яблони”, 1967)
Движущийся неостановимо, живущий в неустанных трудах и стремление к совершенству мир - понятие совершенно конкретное. Это наша земля. Это родина, страна социализма, это родной край.
Кашпурова называют поэтом Ставрополья. Действительно, в его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор. Он сумел увидеть и запечатлеть в своих стихах общие черты природы края, его жизни и быта. В ранних стихах образ Ставрополья словно бы ограничен рамками отдельных бытовых картинок. “Нехотя у дремлющей кошары гавкает на небо волкодав”. Поэта не удовлетворяет перечень картин. Он ищет средства передать главное, воссоздать само обличие степи, ее безмерность. Ставрополье – его природа, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая содержание его стихам, но и составляющая его художественный арсенал. Все здесь ему дорого, все восхищает глаз и волнует сердце. И ногайская степь, где даже насыпь “сгорает” и “веет” жизнью лишь зултурган”, и поле, и лиман, где “сонно качается звезда на воде” в ночную пору. И живые реальные люди, имена которых поэт почти всегда называет. И уже далекое прошлое – годы революции и Отечественной войны. По стихам Кашпурова можно представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю в их основных очертаниях. Чтобы увидеть родной край, нужно было посмотреть не него издали. Лучшие стихи о Ставрополе, о его степях написаны, когда Кашпуров жил (с 1958 по 1967г.) на Украине, в Запорожье. Именно в те годы, когда расстояние и память включились в работу воображения, когда глаз и сердце могли сопоставить родное Ставрополье с соседней Украиной, которая стала второй родиной для него, когда увидел “запорожские степи” и, глядя на них, затосковал о ставропольских, рождается в стихах облик “раздольного российского юга”, “распахнутой дали”, которую ни с чем не надо сравнивать, потому что единственно возможное сравнение – с океаном – стало уже банальным. Вдали от родного края И. Кашпуров создает стихотворение “Ставрополье”, в котором есть простые и точные строки, понятные и близкие каждому ставропольцу. И именно это стихотворение показало нам отношение автора к родному краю. Он описывает его “голубые облака гороха”, равнины, горы, его “торопливые реки”, поля, сады, рассветы. Но больше всего в этом стихотворении поражает то, с какой нежностью Кашпуров обращается к своей Родине, что “сады и поля твои меня растили”. Для него Ставрополье – лучшая во всем мире земля, вместившая очень много: “Ах, Ставрополье, синий край России, ты – песня эскадронная отцов”. Здесь также много эпитетов: “голубая полынь”, “динамичный грохот, “широкие прокосы”, “синий край России”. Такие природные описания свойственны лирике Кашпурова.
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, который удлиняет строку. Можно сказать, что Кашпуров особенно силен в описании степей Ставрополья, им посвящены его лучшие стихи: “Поющая степь”, “Степь”, “Зултурган”, “Ставрополье”. Первозданность природы, ее самостоятельное существование привлекают поэта, но более – человек в мире природы, постоянно вносящий в ее облик новые черты. Этот изменяющийся зримый облик сельской жизни более всего определяет содержание стихов. В них разбросаны штрихи, позволяющие представить себе постепенное изменение Ставрополья, в исконно сельское бытие, которого все настойчивее входит индустриальная жизнь страны:
Я видел Ставрополье на картинах, в окно вагона, через дым костров…
Летит оно в равнинах и горбинах, лежит на стыке четырех ветров…
Там, где “голубые облака гороха” и “голубой полыни облака”, - река торопится за людьми “на динамитный грохот”, там, где “мериносы моют ноги в росах”, - появляются нефтяные вышки, что, “верно, прогуляться утром вышли и в степи остались навсегда”, там рокочут движки рядом с поселками нефтяников (“Ставрополье”, “Вышки”).
Поэт воспринимает природу как источник силы человеческого духа, некое формирующее дух начало (“Зултурган”), и, предостерегая человека, требует от него не забывать в суете ХХ века “ни трав, ни пугливого зверья”. Исторический подход к отношениям человека и природы становится для поэта источником глубоко патриотических чувств. Поэта чаще стали привлекать факты, заключавшие в себе жизненные противоречия. Прошлое для Кашпурова – это прежде всего дело рук предков, плоды их труда, которые существуют во времени, как памятники их деяниям, их труду, таким памятником становится гора Стрижамент, где высились стены крепостные, возведенные “сермяжными крестьянами крепостными”, чтобы охранять рубежи России. Прошлое, по мнению поэта – родник, из которого произрастают и питаются корни патриотизма. “Патриотизм вырастает …из памяти. А память рождает гордость деяниями предков наших”, - пишет И. Кашпуров.
Поэт верит в конечную победу здоровых сил природы, к которым человек относится порой безразлично или даже жестоко (“Перепелиный перелет”). Это стихотворение заставляет поразмыслить над отношениями человека и природы. Ведь именно сейчас возвысился над миром человеческих треволнений извечный их спор, заставляет задуматься над всей сложностью их отношений. И сколько бы оплошностей не совершали мы по отношению к природе, каждому ясно, и поэту тоже, судя по многим его стихотворениям, что именно наша страна все более решительно становится флагманом в походе за разумное, бережное и творческое отношение к природе. Образ “по всей России канонада гремит и катится на юг” - тяготеет к большому обобщению и поэтому противоречит существу явления. Стихотворение завершается оптимистической уверенностью: “через свинцовую завесу летят, летят перепела”. Природа побеждает, но побеждает вопреки человеку, в силу заключенной в ней самой мощи. Однако мы не можем не признавать, что есть социальные силы, которые должны и могут быть не врагом ее, а союзником и помощником. Без признания этого даже вера в конечную победу сил природы может обернуться пессимизмом, который чужд мировосприятию Кашпурова. В конечном счете, не глубина проникновения в жизненные противоречия или собственные переживания привлекают в стихах И. Кашпурова, не умение предвидеть то, что завтра будет трудноразрешимой проблемой времени, человеческого духа, а ощущение вечных ценностей нашей жизни, главных завоеваний Октября в их великих и малых, повседневных проявлениях, спокойная уверенность в прочности бытия.
Кашпурова всегда влекло к жанру поэмы, который занимает в творчестве немалое место. В поэмах Кашпуров раздвигает границы времени, но оно всегда тяготеет к началу всех начал – к Октябрю 1917г. От этой даты идет отсчет лет и в глубь веков и в будущее. В основе его поэм могут быть личные воспоминания (“Апрель” 1961), судьба человека (“Андреев” 1963, “Поэта про гармонь” 1964, “Песнь о друге” 1968), исторические события (“Аппасионота”, 1962).
“Апрель”(1961) – одна из лучших поэм Кашпурова, может быть, самая характерная для него. Здесь очень определенно выразилась активная жизненная позиция поэта. Образ апреля вырисовывается на фоне нагрянувшей осени, когда даже ветер кажется промокшим, а озябшие деревья “царапают заплаканные стекла”, словно просят о помощи. Тогда рождается желание
… раскрыть окно пошире и взяв за руки,
втаскивать в квартиру иззябшие доверчивые вязы…
В духе традиций советской поэзии Кашпуров через явления природы, присуще им закономерности поэтически осмысливает течение общественной жизни, постигая их общечеловеческий смысл:
…я доказать сумел бы, что именно в апреле,
да, в апреле, становится щедрей и мягче люди.
Этот нравственный вывод определяет пронизывающее всю поэму стремление приблизить людей к апрелю, к добру и радости, к обновлению.
Наибольшей популярностью у читателя пользуется поэма “Аппасионата”. Путь Ленина к Октябрю, - путь революционера и вождя, - предстает в поэме спрессованным в лирическое переживание великого человека, навеянное звуками бетховенской музыки, которая родственностью своей его духу вызвала в нем бурю воспоминаний.
Создавал эту поэму, Кашпуров опирался на очерк Горького, непревзойденное до сих пор художественное свидетельство современника, раскрывшего разные грани ленинского характера. Поэту удается передать психологию создания музыкального образа и музыкального восприятия, показать, как могучий дух великого человека покорился власти музыки, которая “смещала горизонты”, “багряным светом озарял годы”, воскрешая в душе главное дело его жизни - Октябрь 1917г.
Присущая поэзии Кашпурова музыкальность – не только постоянная стихия, но и постоянный герой его поэзии. Однако музыка в поэзии Кашпурова – и в поэмах особенно существует не только как гармония звуков. Эту музыку поэт ищет в душе каждого человека, выражающего свое время. Такое расширительное понятие музыки как стихи, выражающей дух времени, - у Кашпурова, - от блоковских представлений. Для него эта музыка – в светлом и радостном, роднящем и сближающем людей коллективном труде.
Нравственное здоровье, убежденность в непобедимости светлых начал в жизни, вера в торжество гармонии, социальной и психологической, органическое неприятие всего темного и уродливого создают в стихах и поэмах И. Кашпурова ощущение постоянной окрыленности жизнью – это и привлекает к нему читателя.
Я полюбила И. Кашпурова за его искренние, простые строки, в которых мне близко все: и любовь к родному краю, и гордость за его жителей, и беспокойство за будущее Ставрополья. Вместе с лирическим героем его поэзии я переживаю и мучаюсь, люблю и ненавижу, мечтаю и совершаю открытия. Мне кажется, что творчество Кашпурова в школьной программе должно занять достойное место среди поэтов – современников России. Школьники Ставрополья должны знать своих поэтов и писателей, читать их произведения и гордиться, что наш родной край дал нашей культуре такого замечательного поэта.