Смекни!
smekni.com

Поэты Ставрополья (стр. 4 из 5)

Мне было неловко и больно

Стоять и смотреть на него

И вспомнил отца я невольно,

Судьбу фронтовую его.

Я вспомнил как в кителе старом,

Опершись на палку рукой,

С работы, худой и усталый,

Шагал он под вечер домой.

Стихотворение показывает отношение Сергея Р. к своему отцу, это и любовь, и нежность, жалость, сочувствие к его нелегкому труду.

Чувствуется, что у поэта свое видение мира, своя лирическая интонация, искренность, чувствуется талант, свой взгляд на жизнь, свои интересные наблюдения, удачно найденные образы, сравнения, сопоставления.

Интересы и стихи о любви. В стихотворении “Любовь у каждого своя” наиболее ярко выражена эта тема. Стихотворение написано Дантилем, которое выражает чувство автора.

С. Рыбалко использует прием метафоры, чтобы показать, что “Любовь у каждого своя” и что она действительно может быть разной: “Она приводит мир в движенье. Она – основа бытия. Она – костер, Души горенье. Она то взлет, а то паденье…” Для такого стихотворения характерна поэтическая образность и афористичность мысли.

Сравнения, которые мы видим в тексте, помогают почувствовать переживания лирического героя: “И вдруг ужалит, как змея”, “Любовь, как жизнь, как тайна бытия”. При помощи олицетворений поэт смог оживить столь переменчивое ощущение: “Горящая душа”, “Любовь – лукаво щурит очи, поманит, захохочет, ужалит как змея…”

В своих стихах Рыбалко с большой искренностью выразил и любовь к Родине:

Какая ночь! Как воздух пахнет мятой!

Росою звезд осыпан небосвод.

И месяц, как жених молодцеватый,

Смеясь, выходит в звездный хоровод.

И любовь к матери:

В дни обид, огорчений, разлуки,

В дни болезни, когда тяжело,

Вспоминаю я мамины руки,

От которых исходит тепло…

И любовь к женщине:

“Дарите женщинам цветы”, -

Я слышал песню в день весенний.

Прими ж, любимая, и ты

Букет моих стихотворений.

И любовь к природе:

Люблю я осень в октябре,

Когда брожу тропинкой сада,

И листьев свежую прохладу

Вдыхаю жадно на заре, -

Словом, ко всему живому на земле.

Новая книга стихов ставропольского поэта Сергея Рыбалко состоит из нескольких разделов: “Листопад лет”, “Незабываемое”, “Лермонтовской тропой”, “Четверостишия”. В сборник вошла биографическая поэма “Отцовская дорога”, посвященная памяти отца поэта, участника Великой отечественной войны.

Стихи С. Рыбалко отличает лирическая взволнованность, простота формы, задушевность, жизненность и афористичность.

4. “Трудное счастье” М. Папковой.

Знакомясь с местными поэтами, я все время думала о том, что нельзя обойти своим вниманием Кисловодских авторов. Их творчество – страничка литературы родного края. И знакомство с ними позволило мне лучше узнать и еще больше полюбить поэзию Ставрополья.

Кисловодская поэтесса Марина Андреевна Папкова родилась в 1915г. в селе Стародубка Ставропольского края. После переезда в Новочеркасск, Марина пошла в школу в 1924г, в начальной школе училась 4 года, пока не вернулась с семьей на Ставрополье в 1928г. Работала нянькой, уборщицей в конторе, учила в комсомоле неграмотных взрослых, сама училась в школе, а летом приходилось работать в колхозе, в поле. В 1932 году в школу приехал как-то представитель Ессентукского педагогического техникума, он и сагитировал Марину поступать и после окончания школы отправилась учиться в курортный город Ессентуки. После курсов, продолжая заочно учебу в учительском институте, Марина получила назначение в Марьины Колодцы, в неполную среднюю школу преподавателем русского языка и литературы. Окончила Пятигорский педагогический институт, многие годы работала учителем в разных городах и населенных пунктах Ставропольского края. В настоящее время на пенсии, живет в городе Кисловодске.

Творческая биография Папковой достаточно насыщена и интересна. Всерьез стала заниматься литературным творчеством только с 1991г., тогда Марина Андреевна посещала занятия в пятигорском литературном объединении “Пятигорье”, которым руководил известный поэт, писатель и журналист Ю. А. Асадов. С его помощью она в течение 6 лет напечатала 6 поэтических книжек, в том числе 4 коллективные и 2 индивидуальные. В 1991г. в Пятигорске вышел сборник стихов “Лирический жемчуг”. В 1993г. – коллективная книжка “Маленький мечтатель”. В том же году – индивидуальный сборник “Ясные зори”. В 1995г. в столичном издательстве “Интер-Весы” увидели свет 2 коллективные книжки – “Пятигорский родничок” и альманах “Бекский Дом”, а также одна индивидуальная – “Малиновый звон”.

Все стихи Марины Папковой переполнены лирической нотой, что придает им горький и мучительный привкус. Хотя бы взять стихотворение “Улетают журавли”, где поэтесса говорит о своей горечи:

… Чашу горечи пью я до дна –

Принесите тепла хоть крупицу

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, который удлиняет строку и придает стихотворению мягкость, которая так свойственна поэзии Марины Папковой. Стиль, каковым она пишет, нельзя определить, можно только процитировать ее слова: “Я пишу о поэтике не языком точной науки, а языком эмоциональным, языком метафор, ибо они для поэта и есть символ познания”.

Метафоры для поэтессы – это в основном одушевление природы. Человек всегда думал, что в каждом животном, в каждом существе и неживой природы есть душа. Вот поэтому для нас и сейчас – лес шепчет, река играет, звезда сметает очи. А эпитеты она использует выразительные, т. к. они способны придать такую глубину фразе и слову, которая буквально потрясает своей значимостью: “сжатая душа”, “вольные птицы”, “усталые руки”.

Та горечь, которой переполнено это стихотворение, видимо, связана с разлукой:

Улетаете в даль, журавли?

Мы вдвоем вас всегда провожали.

Как понять мы тогда не могли,

Что разлука придет не из далей;

С холодом в душе:

Пусть тепло отогреет на миг

Мою холодом сжатую душу!

Именно эта печаль и мука разлуки тяготит лирическую героиню стихотворения.

Хочу также подчеркнуть самое важное, что я заметила в ее поэтическом творчестве.

На это нельзя было не обратить внимание, и поэтому я решила рассказать о ее книге, которая называется “Трудное счастье” и в которую вошла ее биографическая повесть, которая так и называется “Трудное счастье”. Эпиграфом к нему Марина выбрала такие слова: “Я хочу, чтобы песней звучала

Моя жизнь для потомков моих.

Жаль, не знаю я жизни начала,

Предков всех, мне таких дорогих!”

Из эпиграфа можно понять, что она, вероятно, почти ничего не знает о своих предках. А пишет она то, что узнала из рассказов отца, старших сестер и соседей. Прочитав эту повесть, я узнала о всех трудностях, горечах, о всех потерях Марины Папковой во время войны. Но она не сдалась, а решила бороться со всеми несправедливостями жестокой войны, и это ей помогло, она выжила и, несмотря на все препятствия, добилась для себя “светлой и мирной” жизни, в которой она живет и по сей день.

Хочу закончить свой рассказ об этой прекрасной поэтессе и, в первую очередь, женщине, ее словами, которые она поместила в конце повести “Трудное счастье”: “Книги, написанные мною на склоне лет, - своеобразная исповедь перед будущими поколениями. Пусть потомки, прочитав о том, как было в далекие наши годы, устраивают свою жизнь, не совершая наших ошибок, и с легкостью преодолевают на своем пути все преграды и препятствия!” На мой взгляд, над этими словами стоит задуматься.

5.. “Вечно молод душой” Станислав Подольский.

В декады русского языка и литературы мы обязательно встречаемся с местными поэтами и писателями. А в апреле мы на уроках знакомимся с произведениями местных авторов. Мое внимание привлек наш земляк, уроженец города Кисловодска, известный писатель Станислав Подольский.

Станислав Подольский родился в предвоенном Кисловодске, напоминавшем еще солнечный и безмолвный аул горбатыми улочками и многоярусными домишками, потонувшими в садах.

В ночь его рождения (с 9 на 10 мая 1940г.) мощная майская гроза предупредила о близкой войне, но грозди сверкающей утренней сирени утешили обещанием победных салютов.

С первых дней его жизни звучала за окном неутешная зурна, бил тревожный барабан: проходили свадьбы и похороны земляков, землян.

Каждый новый год гвоздем пришивал неопределенность существования Станислава к судьбе этой страны. 1941 – война, эвакуация, арыки и горы Киргизии. 1945 – Победа и возвращение домой. 1953-смерть сердечного отца и страшноватого Сталина 1954-встречи с возвращенцами из сталинских концлагерей: высокой и светлой проповедницей Анной, крошечным и скромно-несгибаемым Михаилом. 1956 – разоблачение “культа” и поступление в университет жизни после гипнотического школьного сна. 1962 – новочеркасский расстрел и очередное пробуждение от иллюзий. А там все гуще события, все сокрушительней вплоть до крушения империи и неопределенных мечтаний. Станислав Подольский хотел стать музыкантом – вышло быть бродячим рапсодом, сказочником, балопуром. Думал сочинить автобиографию, а писал на клочках старых газет и обесцененных облигаций биографию мира танцующую. Полжизни странствовал на одной шестой планеты, узнавая лицо земли и облики современников то наощупь, то восхищенным, то омраченным зрением. По пути отрабатывал хлеб-соль насущные: был монтажником в березовых воронежских местах, грузчиком на Колыме, студентом в Новочеркасске и во Владивостоке, школьным учителем у себя на Северном Кавказе. При этом считал, что скитаясь по свету, просто “дурня валяю”, а вышло- старался – намывая золотого песка впечатлений, складывал в котомку неопубликованной прозы – поэзии. А поэзия для Подольского – это песня акына, который странствуя распевает о звездах, воле и судьбе…