Как отмечают историки, «сущностью политической философии Декларации являлся принцип народного суверенитета» 45. И действительно, в одной фразе было выражено право нации и на самоопределение, обусловленное единство волей народа, являющейся, таким образом, высшим началом, и на равное место среди других наций, что, бесспорно, означает призыв к отказу от посягательств на свободу и независимость народов. Вместе с тем выраженное здесь же желание объяснить всему миру «причины, побудившие к отделению», представляют собой не что иное, как провозглашение принципа взаимного уважения народов.
Далее следует определение социально-правовых основ человеческого общества. Оно гласит: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремления к частью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья справедливая власть зиждется на согласии управляемых. Всякий раз, когда какая-либо форма правления нарушает этот принцип, народ вправе изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство , основанное на таких принципах и такой организации власти, какие, по мнению народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью.
Провозглашение этих принципов означало отказ от феодально-абсолютистской идейной традиции. Оно также представляло собой революционную трактовку идей Просвещения, и прежде все учения Джона Локка «О царстве разума», основанном на «естественном равенстве людей», на свободе частой жизни личности и на праве частной собственности. Их соответствующей этому учению формулы неотъемлемых прав человека Томас Джефферсон решительно исключил обладание собственностью, заменив его стремлением к счастью. И этот выбор определил прогрессивное значение Декларации, так как наделял равными правами всех людей независимо от их имущественного положения.
Развивая идею равноправия, Декларация провозглашает народ единственным вершителем своей судьбы. Только на «согласии управляемых» основана власть правительства, и он вправе «изменить ли уничтожить» форму правления , если сочтут, если она противоречит их стремлению к «безопасности и счастью». Это положение означает, что провозглашенное Декларацией «право на революцию не подлежит никакому сомнению».
Спустя почти столетие после принятия Декларации президент США А. Линкольн говорил: «Достоин любой чести Джефферсон, который в конкретной напряженной обстановке борьбы за национальную независимость одного народа проявил качества хладнокровия, предвидения и мудрости, введя в обычный революционный документ абстрактную истину, действенную во все времена и для всех народы» 46.
И хотя лишь годы спустя стало широко известно, кем написана Декларация независимости, ее создание явилось важной вехой в жизни и деятельности Томаса Джефферсона. Это его творением был первый в истории государственный документ, провозгласивший основой организации человеческого общества народный суверенитет, равенство всех людей и неотъемлемое право не только на жизнь, но и на свободу и стремление к счастью, но и на революцию во имя этих целей. Идеям, выраженным в Декларации, он сохранил верность навсегда. Почти три с половиной десятилетия после принятия ее конгрессом, в 1810 году, Томас Джефферсон писал, что забота о свободе и счастье людей должна быть целью всякой политической организации и «всех человеческих усилий».
Декларация независимости на века прославила Джефферсона, поставив его в один ряд с величайшими идеологами Просвещения. Но ее создание оказалось только началом долгого пути, больших свершений.
День принятия Декларации независимости стал национальным праздником для всех колонистов, Америка радостными криками, пушечными выстрелами и звоном колоколов приветствовала «свидетельство о рождении» своего независимого государства. Однако, для Томаса Джефферсона, в отличие от большинства его земляков, революция не закончилась отделением от короны и его уже в то время тревожила перспектива внутреннего противоборства. Каким станет государство, у истоков которого он стоял? Воплотятся ли в реальную жизнь все идеи, высказанные им в Декларации или они останутся лишь на бумаге? Его ни на миг не покидала мысль о будущем страны, хотя он продолжал деятельно участвовать в работе конгресса и многих комиссий, разделяя общие заботы о ведении войны с Англией. Однако процесс единения тринадцати колоний, объявленных свободным, в единое государство оказался достаточно сложным. Этот факт подтверждается долгим и болезненным процессом принятия очень важного и основополагающего для молодого государства документа – «Статей конфедерации», ставшим первой конституцией CША. Однако, данный документ не решил проблему укрепления центральной власти, ни, тем более, не улучшил положение трудового населения. И Томас Джефферсон отлично понимал это, поэтому взял на себя труд подготовить проект конституции для штата Вирджиния. Но этот проект не был принят, так как в тот момент достаточно сильны были консерваторы. Они взяли из проекта Джефферсона лишь несколько фраз, хотя и эти несколько фраз определили достаточно прогрессивный характер вирджинской Конституции. Эти положения касались провозглашения народного суверенитета и права на революцию, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, провозглашения и гарантирования свободы печати, запрета передачи должностей по наследству, налогообложения без представительства. Консервативный блок отверг ряд других положений, касающихся запрета на ввоз и торговлю рабами, раздела государственных земель.
Итак, принятая под давлением консервативных элементов вирджинская конституция была направлена на то, чтобы воспрепятствовать перерастанию войны за независимость в борьбу за демократические права граждан и социальные преобразования.
Но Томас Джефферсон не мог с этим примириться. От его имени Эдмунд Рейндольф, выступив в палате, выразил сомнение в ее правомочности принимать основополагающие законы. Речь шла о следующем: депутаты, избранные в апреле 1776 года, то есть до провозглашения независимости, не получили от населения полномочий на выработку конституции, следовательно, их попытка навязать свою волю народу означала бы узурпацию власти. Эта мысль была высказана Томас Джефферсон с целью попытаться раз и навсегда определить, во-первых, полную зависимость органов власти от воли тех, кто их избрал, реально осуществив таким образом идею народного суверенитета, и, во-вторых, создать предпосылки для демократизации законодательства в ходе дальнейшего развития революции. Однако, на данные выпады консервативная фракция ответила, что если избранные представители вправе провозгласить независимость, то ничто не мешает им определить и основы нового государственного устройства. Но Томас Джефферсон не растерялся и заявил, что между провозглашением независимости и созданием конституции существует огромное различие, так как революция «не передает власть ни олигархии, ни монархии. Она возвращает власть в руки народа». Акт провозглашения независимости, по его мнению, был связан с образованием новой власти только тем, что отдавал это дело на суд всей нации, а не тем лицам, которые выразили содержавшееся в нем требование жить свободно. Кроме того, этот акт был единовременным и соответствовал ясному волеизъявлению народа, тогда как создание конституции – процесс, первоначальной стадией которого является получение «согласия управляемых» на ту или иную форму правления. Только в это случае, подчеркивал Томас Джефферсон, обещания Декларации не останутся пустым звуком.
В теории создания демократического правления, выдвинутой Джефферсоном, получила свое развитие концепция народного представительства, в чем и заключается его огромная заслуга. В борьбе между правыми и левыми Томас Джефферсон все более решительно выступает на стороне народного социального движения, интересы которого переплетались с общей борьбой за независимость. Радикально настроенные массы хотели демократических преобразований, одновременно продолжая вооруженную борьбу за независимость. Но консервативная фракция уклонялась от подобных требований, ссылая на необходимость сосредотачивать внимание на борьбе с Англией, а не на внутренних препирательствах, таким образом они преградили путь демократическому течению. Несколько лет спустя Томас Джефферсон писал, что в то время «...республиканским представляли все, что не является монархическим. Мы еще не усвоили основополагающий принцип, что правительства являются республиканским лишь в той мере, в какой они воплощают и осуществляют волю народа». Этой мечте Джефферсона так и не суждено было осуществиться в Америке. Но за нее он сражался целую жизнь и много достиг. В доказательство тому может служить факт его длительной борьбы против антидемократической конституции Вирджинии.
В начале октября континентальный конгресс избрал его для выполнения ответственной миссии. Было решено, что Томас Джефферсон вместе с Франклином отправится в Париж для ведения переговоров с французским правительством. Это было очень почетное поручение, означавшие признание заслуг и вклада Джефферсона в дело американской революции. Однако Томас Джефферсон отказался принять данное предложение в силу семейных обстоятельств. Но все же не семейный обстоятельства оказали решающее влияние на его выбор. Он писал впоследствии, что заставило его отказаться: «Я видел, что главное поле деятельности находилось дома. Здесь нужно было сделать многое, имевшее непреходящее значение для создании новой модели нашего правительства» 47.