Исаковский сообщал впоследствии (в письме от 24 октября 1950 года): “Уже примерно в году 1924-1925 я дошел до понимания того, что поэзию нужно искать в будничном дне, что слова нужно расходовать скупо, что красота поэзии заключается не в том, что поэт употребляет какие-то “красивые” слова, а в том, что эти слова должны быть самыми точными, единственными в том или ином случае, незаменимыми. И хотя на практике я не всегда мог осуществить это положение, но повторяю: я его понимал и по мере сил старался осуществлять”.
Заканчивалась пора литературного ученичества – Исаковский выходил на самостоятельную поэтическую дорогу. В 1927 году в Москве, в государственном издательстве, вышла книга М. Исаковского “Провода в соломе”. Составленная из наиболее значительных его стихотворений первой половины двадцатых годов, замеченная и высоко оцененная М. Горьким, она обозначила начало самостоятельного поэтического пути, обретение им самостоятельного поэтического голоса.
Мужание Исаковского – поэта совпало со временем активного становления советской литературы, когда выковывались стиль, соответствующий эпохе, и форма, понятная миллионам.
Советская страна отметила 10-летие Великого Октября, залечивались раны, нанесенные гражданской войной. Страна взяла курс на индустриализацию и коллективизацию народного хозяйства. От взволнованных общих лирико-патетических исполнений в честь революции наша литература переходила к реалистическому обобщению опыта революционной борьбы, к показу будней мирного строительства и живого человека – героя этих будней.
На первый план выдвигается художественная проза (Серафимович, Фурманов, Шолохов, Гладков, Фадеев, В.С. Иванов и др.). Тяготение к реалистическому показу обыденной жизни становится характерным и для молодой поэзии. Маяковский славит “сегодняшних рыцарей” - рабочих Курска, добывших первую руду, строителей Кузнецкстроя, закладывающих город в степи. В общем строе зачинателей советской поэзии идет и молодой Исаковский. Поэтически ощущая “зарю грядущего” и кровно близких ему людей, которые ее зажигают, он стремится отобразить ее в будничных реалиях строящейся новой деревне.
После “Проводов в соломе” выходят новые книги Исаковского, “Провинция” (1930г.), “Мастера земли” (1930г.), “Избранники земли” (1931г.), вбирающие в себя произведения конца 20-х годов. Поэт продолжает и совершенствует уже определившуюся линию своего творчества, лирическое раскрытие дел и чувств людей новой советской деревни.
В сборниках, охватывающих стихи конца 20-х годов, становится шире творческий диапазон Исаковского, зарождается новое качество его поэзии – лирический юмор. Сатирический и юмористический характер носит его книга “Провинция”, в которой и лукаво-добродушные стихотворения, высмеивающие пережитки прошлого в быту, в психологии людей, обличающие порочные явления в культуре и литературе. Книга эта в творчестве Исаковского промежуточная, она, как сказано в авторском предисловии, “сложилась в результате всяких побочных работ, поиска новых жанров, новых примеров и т.д.”.
Комичны влюбленные, выражающие глубоко личные чувства посредством штампов бюрократического языка:
“В позабытной стороне,
В заболецкой волости,
Ой, понравилась ты мне,
Целиком и полностью”.
Порой юмор поэта становится колким, сердитым, перерастает в сатиру. Однако, сатирическая линия в поэзии Исаковского не получила развития, а добродушный юмор стал неотъемлемым свойством целого ряда его лирических произведений.
В 1931 году Исаковский приезжает в Москву и назначается редактором журнала “Колхозник”, издававшегося “Крестьянской газетой”, но работал он в нем около года, т.к. вскоре журнал был закрыт. Через несколько лет был создан новый “толстый” журнал с тем же названием, во главе которого стал Максим Горький.
В нем Исаковский принял активное участие в качестве корреспондента–поэта. Неоценимой школой была для Исаковского работа в горьковском “Колхознике”.
В середине 30-х годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране. Творческая зрелость поэта совпала с общим ростом и подъемом советского общества. Неизмеримо выросли производительные и духовные силы народа. Перекраивалась сама географическая крат некогда крестьянской страны.
Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Ценой невероятных жертв и лишений добывалась великая победа над коварным врагом. Погибло более 20 млн. советских людей. Стихи и песни Исаковского в те дни передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.
Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина – Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.
Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, терпя на ряду со всеми тяготы и лишения вынужденной эвакуации. Об этом он поведал в стихотворениях “Земля в Чистополе”, “Из Чистопольских записей”. В Чистополе подолгу не работали почта и радио, но ни на минуту не испытывал Исаковский душевного отрыва от общей судьбы, не исключая себя из атмосферы всенародной борьбы. Тяжело, горько переживал Исаковский невозможность с оружием в руках сражаться на фронте. Но сердцем поэт был на фронте, в строю бойцов.
“А дни бегут. А сила не вернется,
А старость бродит по моим следам.
Пусть будет так. Но все же сердце бьется
И это сердце – без остатка – там”.
Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.
Взор поэта охватывает широкий фронт боев с врагом и родную Смоленщину (“Ой, туманы мои…”, “Здравствуй, Смоленск!”).
В 1943 году, когда дымилась только что освобожденная от врагов родная его Смоленщина, и люди, выходившие из укрытий, брались за топоры, чтобы строить новые жилища. Исаковский чутко улавливает и мастерски передает ритмику трудового созидания, динамику самой жизни.
“На родных – с утра до заката –
Топоры неумолчно стучат,
И, поднявшись над пеплом, сосновые хаты,
Словно колокол медный, звучат”.
В 1944 году Исаковский создает стихотворение “Слово о России”, подытоживающее основные идейные и художественные мотивы его военной лирики. В центре поэтически величавый и человечески конкретный образ советской Родины, которая наделена всеми чертами живого борющегося человека.
“Советская Россия! Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
В годину испытаний,
В боях с ордой громил
Спасла ты, заслонила
От гибели весь мир”.
Особо следует сказать о “Катюше” М. Исаковского и М. Блантера – песни большой и удивительной судьбы. Созданная в 1938-39 годах, в самый канун II мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня о девушке с берегов Угры, хранящей верность “бойцу на дальнем пограничье”, звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку, неотделимой любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена “Катюша” была самой популярной из всех советских песен, щедро исполнялась в самых дальних уголках необъятной нашей страны. В годы В.О.В. “Катюша” стала песней –воительницей, песней –героиней. Недаром. Когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные минометы, бойцы дали ему ласковое прозвище “катюша”. По заказу командующего этим родом войск генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение- “Песня про “катюшу”. В ней были такие слова: “И на море, и на суше – по дорогам фронтовым – ходит русская “катюша”, ходит шагом боевым”.
Большим личным счастьем для Исаковского было то, что грозные “катюши” дали уничтожающий залп по врагу под Ельней – родным городом юности поэта; там эти минометы получили звание гвардейских.
Воевала и сама песня и на фронте, и в тылу, стали возникать многочисленные фольклорные варианты “Катюши”, в которых скромная невеста пограничника кем только не перебывала – и санитаром, и снайпером, и автоматчиком, и летчиком, и танкистом …
В последствии фольклористами было собрано более сотни таких вариантов. Итальянские партизаны, перефразировав текст “Катюши”, сделали ее своим гимном и с нею освобождали от фашистов Рим. В последствии, совершив поездку в Италию, Исаковский убедился, что более 2/3 населения Италии так или иначе знают уже свою “Катюшу”.
В послевоенные годы судьба песни “Катюша” пролегла через десятилетия, через страны, континенты.
На родине Исаковского, “там, где поднимается под Угрою берег крутой”, стоит сегодня оригинальный памятник песни “Катюша”: на прикрепленной к большому камню – валуну медной таблички, высечены слова из песни, а рядом – беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.
Живет и не старится очаровательная “Катюша” Исаковского - песня – созидательница, песня – любовь.
Вся поэзия Исаковского в период творческой зрелости предстает как одна вдохновенная “песня большая-большая” – о советской Родине, о ее людях. Патриотизм – внутреннее свойство души поэта. Ярко свидетельствует об этом и произведение Исаковского послевоенных лет. Ко многим его прекрасным стихам во славу строящей и созидающей Родины, во славу мира и труда, прибавляющая в это время шедевры патриотической лирики: песня “Летят перелетные птицы” и поэма “Песня о Родине”, которые в числе других произведений послевоенного сборника “Стихи и песни” были удостоены государственной премии за 1943 год.