Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет!
Пророчество папашино
Не слушал Витька с корешем –
Из коридора нашего
В тюремный коридор ушёл.
Да он всегда был спорщиком,
Припрут к стене - откажется.
Прошел он коридорчиком
И кончил стенкой, кажется.
Ну, у отцов - свои умы!
А что до нас касательно –
На жизнь засматривались мы
Уже самостоятельно.
Все, от нас до почти годовалых,
Толковищу вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки:
Не досталось им даже по пуле –
В ремеслухе живи да тужи,
Ни дерзнуть, ни рискнуть...
Но рискнули
Из напильников делать ножи.
Они воткнутся в лёгкие,
От никотина чёрные,
По рукоятки лёгкие,
Трехцветные, наборные.
Вели дела обменные
Сопливые острожники –
На стройке немцы пленные
На хлеб меняли ножики.
Сперва играли в фантики,
В пристенок с крохоборами –
И вот ушли романтики
Из подворотен ворами.
...Было время - и были подвалы,
Было дело - и цены снижали,
И текли куда надо каналы,
И в конце куда надо впадали.
Дети бывших старшин да майоров
До ледовых широт поднялись.
Потому что из тех коридоров
Им казалось: сподручнее - вниз.
В этом стихе и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких ему людей.
Стихи и песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, монологи очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
Сегодня не слышно биения сердец.
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
“На этот раз мне не вернуться.
Я ухожу - придет другой.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой”.
или
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое...
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих...
Все теперь одному, только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Наверное, у каждого человека, знакомство с творчеством Владимира Высоцкого, есть “свой собственный Высоцкий”, есть стихи или песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.
Для меня это “Охота на волков” и “Конец охоты на волков”
Охота на волков
Рвусь из сил - и из всех сухожилий,
Но сегодня - опять как вчера:
Обложили меня, обложили -
Гонят весело на номера!
Из-за елей хлопочут двустволки -
Там охотники прячутся в тень, -
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идет охота на волков, идет охота -
На серых хищников, матерых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря - но не дрогнет рука, -
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций, -
Видно, в детстве - слепые щенки -
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!
И вот - охота на волков, идет охота -
На серых хищников, матерых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры, -
Почему же, вожак, - дай ответ -
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем - через запрет?!
Волк не может, не должен иначе.
Вот кончается время мое:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся - и поднял ружье.
Идет охота на волков, идет охота -
На серых хищников, матерых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел -
За флажки, - жажда жизни сильней!
Только сзади я с радостью слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил - и из всех сухожилий,
Но сегодня не так, как вчера:
Обложили меня, обложили -
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота -
На серых хищников, матерых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
Конец охоты на волков,
или Охота с вертолетов
Словно бритва рассвет полоснул по глазам,
Отворились курки, как волшебный сезам,
Появились стрелки, на помине легки, -
И взлетели стрекозы с протухшей реки,
И потеха пошла - в две руки, в две руки!
Вы легли на живот и убрали клыки.
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тот, кого даже пуля догнать не могла б, -
Тоже в страхе взопрел и прилег - и ослаб.
Чтобы жизнь улыбалась волкам - не слыхал, -
Зря мы любим ее, однолюбы.
Вот у смерти - красивый широкий оскал
И здоровые, крепкие зубы.
Улыбнемся же волчей ухмылкой врагу -
Псам еще не намылены холки!
Но - на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!
Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,
К небесам удивленные морды задрав:
Либо с неба возмездье на нас пролилось,
Либо света конец - и в мозгах перекос, -
Только били нас в рост из железных стрекоз.
Кровью вымокли мы под свинцовым дождем-
И смирились, решив: все равно не уйдем!
Животами горячими плавили снег.
Эту бойню затеял не Бог - человек:
Улетающим - влет, убегающим - в бег...
Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,
В равной сваре - за нами удача.
Волки мы - хороша наша волчая жизнь,
Вы собаки - и смерть вам собачья!
Улыбнемся же волчей ухмылкой врагу,
Чтобы в корне пресечь кривотолки.
Но - на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!
К лесу - там хоть немногих из вас сберегу!
К лесу, волки, - труднее убить на бегу!
Уносите же ноги, спасайте щенков!
Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
И скликаю заблудшие души волков.
Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу!
Отказали глаза, притупилось чутье...
Где вы, волки, былое лесное зверье,
Где же ты, желтоглазое племя мое?!
...Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчих не знавшие кличей, -
Это псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей.
Улыбаюсь я волчей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но - на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!
Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5 дней до смерти:
И снизу лед, и сверху - маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там - за дело в ожиданьи виз.
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним.
Лучше всего, на мой взгляд, творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:
Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
Теперь неважно, что порою несправедливою была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Альтшуллер В. Особенности восприятия творчества: [Из материалов филол. чтений 13-14 февр.] // Воронежский университет. - Воронеж: ВГУ, 1988. - 14 марта.
2. Аннинский Л. Вечная разгадка Высоцкого // День лит. - М., 1997 - 1 (май); То же: Вечная разгадка? // Апрель: Альм. Вып. 10. - М.: РИА Юго-Запад, 1997; То же [в сокр.]: Вечная разгадка // АПАРТ. - М., 1996. - 4. - С. 4-7.
3. Аронов А. Поэт // Моск. комсомолец. - 1987. - 22 янв.; То же // Молодой ленинец. - Волгоград, 1987. - 31 янв.
4. Берестов В. "В прошлом, будущем и настоящем..." // Вопросы лит. - 1995. - Вып. II (март - апр.). - С. 3-26; То же: // Берестов В. Лестница чувств // Вагант: Прил. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1996. - С. 22-31.
5. Бестужев-Лада И. В. Сцилла и харибда творческого наследия В. Высоцкого // Вагант-Москва. - М., 1996. - 10-12. - С. 1-6.
6. Бибина А. В. Автор и "ролевые" персонажи в лирике В. Высоцкого // Проблема автора в художественной литературе: Тез. докл. регионал. межвузов. науч. конф., посвящ. памяти проф. Б. О. Кормана. - Ижевск: Удмурт. Гос. ун-т, 1990. - С. 63-64.
7. Бибина А. В. Так что же случилось в Африке?: Об одной "несерьез." песне В. Высоцкого // Рус. речь. - 1993. - 1 (янв. - февр.). - С. 20-22.
8. Бирюкова С. С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. - М.: ВНИИ искусствознания, 1990. - 24 с.
9. Блинов Ю. Н. О семантической специфики идиостиля Вл. Высоцкого // А. А. Потебня - исследователь славянских взаимосвязей: Тез. Всесоюз. науч. конф. (октябрь 1991 г.). Ч. II. - Харьков: ХГУ им. А. М. Горького, 1991. - С. 75 - 77.
10. Блинов Ю. Н. Приемы контраста и противоречия в идиостиле В. Высоцкого: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М.: РУДН, 1994. - 18 с.