Смекни!
smekni.com

Творчество Владимира Высоцкого (стр. 1 из 6)

Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего.

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - “Татуировка”.

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - “Жизнь Галилея”. В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: “Вертикаль” и “Короткие встречи”. Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма “Вертикаль”. В 1967 году снялся в фильмах: “Служили два товарища” и “Интервенция”.(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен “Охота на волков” и “Банька”.

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

1 декабря 1969 года состоялась свадьба Высоцкого и М.Влади.

29 ноября 1971 года премьера “Гамлета” в Театре на Таганке. В главной роли - Высоцкий.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма “Место встречи изменить нельзя”. Съемки закончились в феврале 1979 года.

25 июля 1979 года - вторая клиническая смерть - на гастролях в Бухаре.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - “Маленькие трагедии”.

17 июля 1980 года - последний концерт - в Болшево.

18 июля 1980 года - последний выход на сцену театра - в спектакле “Гамлет”.

20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: “И снизу лед, и сверху - маюсь между...”

25 июля 1980 года - Скончался в 4.10 утра в своей квартире на Малой Грузинской, 28.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:

1959 - “Сверстницы” (Петя)

1961 - “Карьера Димы Горина” (Софрон)

1962 - “Грешница” (корреспондент)

- “713 просит посадки” (американский моряк)

- “Увольнение на берег” (Петр)

1963 - “Живые и мертвые” (Веселый солдат)

- “Штрафной удар” (Александр Никулин)

1965 - “Наш дом” (механик)

- “На завтрашней улице” (Петр Маркин)

- “Стряпуха” (Андрей Пчелка)

1966 - “Я родом из детства” (Володя)

- “Вертикаль” (Володя)

1967 - “Короткие встречи” (Максим)

- “Служили два товарища” (Бруснецов)

- “Хозяин тайги” (“Рябой”)

1969 - “Опасные гастроли” (Николай Коваленко)

- “Белый взрыв” (политрук)

- “Эхо далеких снегов” (“Серый”)

1972 - “Четвертый” (он)

1973 - “Плохой хороший человек” (Фон Коррен)

1974 - “Единственная дорога” (Солодов)

1975 - “Бегство мистера Мак-Кинли” (Билл Сеггер)

- “Единственная” (Борис Ильич)

1976 - “Как царь Петр Арапа женил” (Ибрагим Ганнибал)

1978 - Место встречи изменить нельзя” (Глеб Жеглов)

1979 - “Маленькие трагедии”

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.[1]

Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале “Советская эстрада и цирк” она писала:

“...Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера”.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

“Досадно мне, что слово “честь” забыто...”

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово “честь” забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье, -

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя когда я трушу,

Обидно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю,

Пусть впереди большие перемены -

Я это никогда не полюблю!


Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.

Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут. Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

“Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.” Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.

Юрий Шатин в работе “Поэтическая система Высоцкого” писал: “…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.

Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей