Содержание.
1. “Золотое детство, ёлка, дворянское баловство…”
2. В Гренадёрской казарме и гимназии
3. “Дни свиданий, дни раздумий…”
4. “Открытая даль”
5. Город над бездной
6. Огненный ветер
7. Литература
“Золотое детство, ёлка, дворянское баловство…”
На Васильевском острове, рядом со старинным зданием Двенадцати коллегий стоит двух этажный дом, где 16 (28) ноября 1880 года родился Александр Блок. О младенческих годах “добренького Сашуры”, как мальчик забавно называл себя, известно благодаря подробным воспоминаниям М.Бекетовой.
На лето Сашу Блока увозили в подмосковное имение Шахматово. В Петербурге он (за исключением прогулок с няней в хорошую погоду) всё время проводил в комнатах, занимая себя сам или же слушая рассказы старших. Любимым развлечением маленького Саши было смотреть на Неву с подоконника. Тяжёлый массив Иссакия тогда казался более мощным, ещё не были построены многоэтажные здания на другой стороне Невы, закрывшие задний фасад Адмиралтейства, не было Дворцового моста, и Васильевский остров соединялся с центральной городской частью наплавным мостом недалеко от дома. Ровно в 11 дня у Адмиралтейства появлялся пароход и сипло гудел. “Сморкается”,- удовлетворительно говорил Сашура, давно ожидавший парохода. Развлекал и близкий пушечный выстрел с Петропавловской крепости в полдень. Чудесная панорама невских берегов раскрывалась перед мальчиком и на прогулках со взрослыми по набережным Васильевского острова. На высоком постаменте Сфинксы над Невой, чёрно-зелёный всадник – памятник Петру – на том берегу, каменная гора Иссакия и торжественно строгое здание Сената… Через сорок лет , перед смертью, уходя, по собственному признанию, “в ночную тьму”, поэт завещал нам образ города, запомнившийся с детства.
Это – звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке.
Это – древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.
В начале 1881 года, когда Саше Блоку было всего несколько месяцев от роду, в Петербурге произошло два исторических события. Первый относится к февралю 1881 – смерть Ф.М. Достоевского. Старшие Бекетовы были лично знакомы с ним. Политический консерватизм позднего Достоевского, его религиозные утопии они не принимали, тем не менее, романы и статьи писателя были предметов шумных обсуждений. Книги Достоевского читали дочери Бекетова, в частности их особенно любила мать Блока – Александра Андреевна.
Тему зловещего и больного, “жёлтого” Петербурга, города разбитых судеб, неприкаянных мечтателей, воспримет от Достоевского и внук Бекетовых Александр Блок. Как известно, поэт любил отмечать сближение исторических дат. Знаменательно сошлись они в данном случае: всего несколько месяцев отделяют год смерти автора петербургских романов “Идиот” и “Преступление и наказание” от рождения автора петербургских поэм “Возмездие” и “Двенадцать”.
Вторым событием, подтвердившим серьёзность предчувствия поэтом социальной катастрофы, было 1 марта 1881 года. В этот день народовольцы смертельно ранили в центре города Александра II. Блок писал:
Грянул взрыв
С Екатеринина канала,
Россию облаком покрыв.
Все издалёка предвещало,
Что час свершится роковой,
Что выпадает такая карта…
И этот века час дневной-
Последний – назван первым марта.
Зиму 1884/85 года Саши Блока не было в Петербурге – вместе с матерью и бабушкой он девять месяцев провёл в Италии. Осенью 1885 года Бекетовы сняли новую квартиру, где и поселились.
Главным занятием были игры, в них проявлялась большая выдумка Саши. Вечера были заняты чтением книг. Это были сказки Жуковского и Пушкина, “Аленький цветочек” Аксакова, книги датского сказочника Андерсена и русского писателя Н.Вагнера.
В сентябре 1889 года Александра Алексеевна, после первого неудачного брака с Александром Львовичем Блоком, вышла замуж за поручика лейб-гвардии Гренадского полка Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух. Она оставила родительскую семью и вместе с сыном переехала на казённую квартиру мужа на территории полка.
В гренадской казарме и гимназии.
В офицерском корпусе Гренадских казарм Блок прожил более шестнадцати лет. Характерная деталь военной обстановки, окружавшей молодого Сашу, попали на страницу его рукописного юношеского журнала “Вестник”. И возможно, что в начале первой главы “Возмездия”, где рассказывается о встрече у Московских ворот столичными жителями героев русско-турецкой войны, изображены солдаты и офицеры именно лейб-гренадёрского полка, отличившегося при взятии Горного Дубняка 12 октября 1877 года. Особенно выразительно в поэме описание солдатской колонны. Тяжёлый рок сотен солдатских сапог, по мысли автора, метафора мерного неумолимого хода истории. Команды офицеров, однообразное и грозное движение военных рядов – постоянный, неизбежный звуковой и зрительный фон детства.
Напротив казармы – на той стороне Большой Невки, на рабочей Выборгской стороне, - виднелись выложенные из тёмно-красного кирпича широкие заводские стены. Обитатели офицерской казармы каждый день могли видеть поток “чумазых”- рабочий люд шёл по этой и по той стороне Невки. Будущий автор “Двенадцати” с детских лет видел однородную массу рабочих, которая казалась то хаотичной, то покорной гудку, то в ней обнаруживалась внутренняя организованность, более гибкая по сравнению с военной дисциплиной.
С 1891 года Александр Блок начал ежедневно посещать старое каменное трёхэтажное здание Введенской гимназии. Известно, что на вопрос матери о впечатлениях от первого дня в гимназии он ответил: “Люди”. Шумная многочисленная компания незнакомых мальчиков неприятно поразила Блока. Учили в гимназии, как вспоминал позднее Блок, “почти исключительно грамматикам”.“Учили свирепо”. Именно во Введенской гимназии у Блока пробудился поэтический вкус к латыни. Но учился он чуть выше среднего уровня.
В мае 1897 года, окончив предпоследний класс гимназии, Блок вместе с матерью и тёткой уехали на немецкий курорт Бад Наугейм. Здесь он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской, женщиной намного старше его. Встречи, с которой потом возобновились в Петербурге.
1897/98 учебный год был последним. Юноша среди своих товарищей – Гуна и Фосса – читал стихи о любовных страстях, о свободе духа, получая полную поддержку от слушателей. Стихотворение “В тихий вечер мы встретились…”, входящее в цикл “Через двенадцать лет”, посвящённое Садовской, имеет и топографическое указание: Елагин остров.
В тихий вечер мы встречались
(Сердце помнит эти сны).
Дерева едва венчались
Первой зеленью весны.
Ясным заревом алея,
Уводила вдоль пруда
Эта узкая аллея
В сны и тени навсегда.
В стихах Блока 1898-1899 годов, адресованных Садовской, появляется впервые тема Петербурга. Северная столица обрисована, точнее, названа суммарно – это город вообще. Только иногда поэт называет что-то конкретное. Например, в одном из стихотворений упоминается Нева.
Петербургская тема в ранних стихах поэта связана с обликом ночи. Образы луны, фонарей, мрака сопутствуют переживаниям героя. Блок изображает как бы временную любовь, имеющую свой короткий путь, свой регламент встреч. Чувства героев неполны и преходящи, что болезненно сознают сами влюблённые.
В этой любви, отравленной предчувствием разлуки, нет полноты блаженства, детской безмятежности, нет того, что, как казалось Блоку, он испытывал в Бад Наугейме. Всё, что обрёл он у озера, на аллеях парка в безмятежные дни летней свободы, то потерял на холодных улицах Петербурга, где тьма живёт дольше, чем свет. “Я люблю вас тайно, тёмная подруга…”
“Дни свиданий, дни раздумий…”
Получив гимназический аттестат, Александр Блок в 1898 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. И он вновь оказался в тех местах, где началось его детство. Из окон университетского коридора были видны ректорский дом и старые деревья ботанического сада.
После окончания гимназии, освободясь от её нудного распорядка и педантичных предписаний, молодой Блок с удовольствием предался (скорее в воображении, чем в действительности) так называемой светской жизни. Он вдруг сделался, по его позднейшему признанию, “франтом”. Перенял замашки аристократов, держался как светский лев и “завидовал какому-то болтуну – кн. Тенишеву”, как с насмешкой писал позднее.
Увлечение театром в юности – черта общая для художественно одарённых натур. Страсть к театру была и у молодого Блока. В 1895 году в Петербурге начал свою деятельность “Театр литературно-артистического кружка” (он же Суворинский, или Малый, театр). Блок посещал спектакли нового театра в его лучшую (начальную) пору, когда в инсценировке романа Достоевского “Преступление и наказание” играли П. Орленев (Раскольников), Л. Яворская (Соня), К. Бравич (Свидригайлов), В. Далматов (Мармеладов), когда ставились “Макбет”, “Король Лир” Шекспира и “Борис Годунов” Пушкина. В 1898-1990 годах Блок, покорённый талантом В.П.Далматова, посещал все спектакли с участием этого актёра в театре на Фонтанке. Он видел в Далматове настоящего художника, человека-ариста, который и жизнь вне сцены переживал как театральную и очень значительную роль. Желая испытать свои силы на настоящей сцене, Блок вступил в Петербургский кружок актёров-любителей. Где Александр Блок в зале Павловой вместе с дочерью учёного Д.И. Менделеева разыгрывали отрывки из “Гамлета” перед местными крестьянами летом1998.
Декламация в светских гостиных, любительские концерты и посещение театров отнимали немало времени, из-за этих занятий Блок провёл лишний год на втором курсе факультета. Переломным оказался третий год обучения. Блок подвёл неутешительный итог: особых успехов на пути к сцене он не достиг, юстиция по-прежнему не интересовала его.