Смекни!
smekni.com

Денежный капитал Маркса (стр. 4 из 4)

Довольствуясь благами, предоставляемыми этим самым буржуазным строем, в течение всей своей жизни Маркс беспощадно критиковал экономические структуры, которые давали ему возможность заниматься подобной критикой. Он набрасывался с резкой критикой на "буржуазный либерализм", а ведь благодаря этой атмосфере либеральных взглядов и широты мышления, благодаря интеллектуальной свободе, являвшейся результатом "буржуазного либерализма", Маркс не был посажен в тюрьму, а его книги сожжены, чтобы другим было неповадно. Не предоставь ему буржуазный Лондон убежища, где он мог бы жить и работать, мы так никогда и не услышали бы об этом третьесортном философе-материалисте и классическом экономисте еще меньших достоинств. Одним словом, Маркс провел свою жизнь яростно распиливая сук, на котором сидел. От марксизма не осталось ничего, кроме безудержной жажды власти.

Ленинский фактор

Мнение о значении Маркса в истории человеческой мысли неразрывно связано с мнением о значении в ней Ленина. Если бы октябрьский переворот 1917 года, возглавленный Лениным, окончился провалом, имя Маркса было бы сейчас известно лишь специалистам по истории социологии и узкой группе специалистов по истории профсоюзного движения XIX века и истории российской общественной мысли, и еще более узкой группе специалистов по истории материалистической гегельянской философии XIX века. Например, немецкий философ Вильгельм Виндельбанд посвятил Марксу и Энгельсу лишь две короткие биографические заметки и неполный абзац текста в своей книге "История философии", написанной в 1901 году.

Вплоть до 1917 года влияние марксизма оставалось очень ограниченным, особенно в США. Если бы не Ленин, Марксу были бы посвящены не библиотеки, полные книг, а редкие подстрочные примечания.

Однако и Европа была немало удивлена успеху революции, возглавленной Лениным. Приходит на ум высказывание господина Шобера, полицейского офицера невысокого ранга, ставшего впоследствии канцлером Австрии. Людвиг фон Мизес рассказывает следующее о его реакции на события в России: "В конце 1915 года он доложил полицейскому руководству о своих сомнениях относительно того, что в России может произойти революция. "Кто же будет совершать эту революцию? Уж не тот ли господин Троцкий, который имел обыкновение читать газеты в "Cafe Cental"?"

Современные интеллектуалы, которые с неизменным уважением относятся к победителям войн и радикальным группам — организаторам кровавых революций по свержению власти — посмертно возродили научную репутацию Маркса. Короче говоря, не будь Ленина, мы бы никогда не узнали о существовании Маркса. Полки книг, посвященных Марксу, были бы посвящены другой теме. Победи немцы во второй мировой войне, будьте уверены, что многие из этих полок в западных университетах были бы заполнены книгами, восхваляющими созидательный гуманизм и глубоко продуманное экономическое планирование, свойственные нацистскому социализму. О том, как восторженно относились западные ученые и политики к нацизму в 1930-х годах, включая известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Не говоря уже об американских бизнесменах, которые вели оживленную торговлю с нацистами, не пишется в сегодняшних учебниках по истории. А почему? Да потому, что Гитлер проиграл.

Заключение

Как можно подвести итог жизни и деятельности человека, чьи идеи после его смерти изменили ход мировой истории? Как разобраться в том, что им двигало? Историк Дональд Тредголд впервые задался этим вопросом, и, признавая тот факт, что однозначного ответа на него быть не может, тем не менее указал на документ, проливающий, по его мнению, свет на то, в чем Маркс видел смысл своей жизни. В 1865 году, за два года до выхода в свет "Капитала", Маркс написал следующие слова в анкете, которую его попросили заполнить близкие:

Ваше представление о счастье — борьба Ваше представление о несчастье — подчинение Ваша отличительная черта — единство цели

Дает ли это ответ на вопрос: кем же был Маркс? Да, дает, в том смысле, что из этих слов видно что великий революционный мыслитель всю жизнь занимался самообманом. Боролся ли он? Да, боролся, но не с ведущими "апологетами капитализма", а с неизвестными (и тогда, и сейчас) и посредственными немецкими идеологическими противниками.

Смирился ли он? Всю жизнь он смирялся с положением "содержанки" Энгельса. Когда у него родился сын от внебрачной связи со служанкой жены, Еленой Демут, у Маркса не хватило смелости признать, что он отец ребенка, или хотя бы разрешить матери оставить ребенка в доме Марксов. Он боялся пойти наперекор внешней чопорности революционных кругов того времени, боялся он и ревности жены. Он заставил Елену Демут отдать их ребенка нищим приемным родителям. С 1883 года, в котором умер Маркс, до ее собственной смерти в 1890 году. Елена Демут оставалась экономкой Энгельса, и многие думали, что отцом ее незаконнорожденного ребенка был именно он."

Сохранил ли он единство цели? После 49 лет он не написал ни единой книги, зарывшись вместо этого в чтение объемистых и никак не связанных между собой материалов, — возвращение к привычкам своей молодости, когда он читал целыми днями (в перерывах между ночными пьянками в местной таверне), но никак не мог набраться смелости, чтобы сдать экзамен на получение докторской степени в Берлинском университете. Одним словом, его надменность и привычка считать себя Прометеем были самообманом. Однако он был неплохим актером и сумел надуть большое количество его тогдашних и нынешних почитателей в среде буржуазной интеллигенции. Они приняли его словесную напыщенность за чистую монету.

Маркс любил публично принимать позу Прометея, укравшего у богов огонь и принесшего его людям. Маркс ненавидел христианскую религию, которая, по его мнению, была "авторитарной". Он восстал против бога буржуазной цивилизации во имя пролетариата и грядущего и неизбежного коммунистического рая. Как Прометей, он принес огонь людям, или, как выразился Биллингтон, Маркс и его коллеги-революционеры разожгли огонь в умах людей. Этот огонь начал затухать лишь в последнее время.

Маркс важен в истории тем, что предоставил кажущееся научным обоснование демонической революции. Захватив воображение жаждущих крови освободителей пролетариата и вооружив бандитов с большой дороги самой передовой теорией переустройства общества, Маркс и Энгельс оказали огромное влияние на ход истории. Не напыщенные научные труды Маркса, а его пророчества относительно будущего человеческого общества привлекли к нему сторонников. Целые поколения буржуазных интеллектуалов обрели в учении Маркса то, к чему они так долго стремились: быть на стороне тех, кому принадлежит политическое господство, косвенно или непосредственно управляя ходом событий. Для них также чисто психологически был удобен тот факт, что Маркс не был пролетарием и принадлежал к их социальному классу. Карл Маркс выступил вдохновенным пророком, но не пролетарской революции, которой никогда и не было, а захвата абсолютной власти буржуазией, ряженой в пролетарские одежды.