Раздел 2. Изменение порядка наследования в истории римского права
В развитии римского наследственного права в юридической литературе принято различать четыре периода. Первый – наследственное право древнейшего периода, именуемое цивильным наследованием. Второй наследование по преторскому эдикту. Третий – наследование по императорскому доюстиановскому законодательству. Четвертый – наследование по законодательству Юстиниана (527-565).
Римское право признавало два основания права наследования: завещание и закон. Конкуренция между ними, по общему правилу, не допускалась. Сложилась следующая практика:
1) если наследникам по завещанию была оставлена только часть имущества, они всё-таки приобретают всё, а наследники по закону совсем отстраняются от наследства;
2) если назначены несколько наследников по завещанию, и тот или другой из них отказывается от принятия своей части или выбывает из числа других, то части остальных в соответствующей мере увеличиваются. При этом предполагается, что завещание действительно и необходимые наследники получили полное удовлетворение.
Помимо выше названных оснований наследования, римские законодатели постклассического периода выработали третье основание права наследования – наследственный договор. Основное отличие наследственного договора от завещания заключается в том, что договор – сделка двусторонняя, не подлежащая уничтожению по одностороннему желанию наследодателя, а завещание – сделка, которая при жизни завещателя всегда может быть уничтожена им.
Следуя логике ст. 100 Институции Гая: «Сначала поговорим о тех, которые переходят к нам по завещанию». «Завещание есть законное выражение нашей воли, сделанное с соблюдением установлений гражданского права таким образом, чтобы оно имело силу после нашей смерти» (Ulp. 20.1). Исследуя римское наследственное право, известный правовед Ф. Лассаль писал, что «для римлянина завещание было тем же, что для египтянина его надгробный памятник». В современном праве сохранена логика римских юристов, которые сформулировали основные положения наследования по завещанию. Завещание является односторонней сделкой, то есть оно выражает волю только завещателя. То обстоятельство, что завещание получит силу лишь при одном условии: назначенный наследник согласится принять наследство, не делает завещание договором, ибо выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания, а только после смерти завещателя и является абсолютно самостоятельным, отдельным от завещания актом. Односторонний характер завещания проявляется в том, что наследодатель в любое время вправе односторонне изменить или вовсе отменить завещание. В XII Таблицах содержится постановление «Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки (над подвластными ему лицами), так пусть то и будет ненарушимым». Позднейшие юристы видели в этих словах признание свободы завещательных распоряжений. По мнению римского юриста Помпония, эти слова облекали завещателя широчайшей властью. Некоторые современные исследователи толкуют вышеприведённое положение XII Таблиц в том смысле, что оно устанавливало свободу завещаний. Но это верно лишь для последующих периодов истории римского права. В эпоху же XII Таблиц собственник мог полностью распорядиться на случай своей смерти только в отношении движимых вещей. Семейное имущество "как основа хозяйствования" передавалось из потомства в потомство. Наследование по завещанию есть показатель того, насколько развилась в эпоху XII Таблиц частная собственность. Не случайно XII Таблиц в той части, какая посвящена наследованию, кончаются словами: «если умрёт без завещания...».
Для того чтобы завещание имело юридическую силу, необходимо было соблюдать определённые условия (Рис.1):
Рис.1. Условия ничтожности завещания.
1. Завещание должно быть составлено в установленной форме. Формы завещания были довольно громоздкие: в народном собрании; перед строем войска; в семейном кругу, путём обряда манципации. Древнейшая форма завещания состояла в том, что наследодатель, явившись в куриатное собрание, специально для этой цели созываемое два раза в год, устно и публично называл то лицо, которое хотел видеть своим наследником. Народное собрание могло одобрить решение наследодателя, но могло и не согласиться с ним. Следовательно, народное собрание не оставалось пассивным свидетелем. Его вмешательство являлось весьма внушительным. Председательствовал в собрании верховный понтифик. К этой форме завещания прибегали, скорее всего, тогда, когда хотели обойти порядок наследования, установленный законом. В частности - при наличии подвластных. В дальнейшем обращение к народному собранию и утверждение на нём воли завещателя стало простой обрядностью.
Другой ранней формой завещания, порождённой военным бытом римского общества, было завещание перед строем войска (inprocinctu). Неудобство перечисленных форм завещания, пусть даже простых, состояло в том, что народное собрание нельзя было созывать всякий раз, когда возникала потребность сделать завещание. Способ же inprocinctu был недоступен для лиц пожилых, уже не служивших в войске. По этой причине стали прибегать к более гибкой, хотя и более сложной форме завещания. Акт назначения наследника стали совершать в семейном кругу, с применением обряда манципации. По словам Гая, кто не сделал своего завещания ни в комициях, ни перед строем, а между тем чувствовал приближение смерти, тот манципировал свою фамилию, то есть имущество какому-нибудь своему другу и просил его сделать выдачи разным лицам после своей смерти. Это и было завещание "посредством меди и весов". Завещатель в присутствии пятерых свидетелей (обязательно полноправных римских граждан) и весодержателя передавал своё имущество доверенному лицу, которое произносило формулу: «Я утверждаю, что твоё имущество находится по твоему приказанию под моей охраной, и оно пусть будет мною куплено за эту медь в соответствии с твоим правом завещать имущество в соответствии с публичным законно». Вместе с этими словами доверенное лицо, ударив кусочком меди по чашке весов, передавало её в качестве мнимой цены завещателю. Только такая торжественная форма сообщала завещанию непререкаемость, бесспорность. Доверенное лицо - назовём его душеприказчиком - было обязано выполнить волю завещателя. Завещатель обращался к свидетелям с той же просьбой. В период империи появляется новая форма публичного завещания: занесение распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата, передача в императорскую канцелярию письменного завещания на хранение. Наследник должен быть назначен лично завещателем, а не кем-нибудь другим, причём ясно и точно - это должно быть определённое лицо. Юридическое лицо не могло быть указано в качестве наследника.
В дальнейшем устное завещание было заменено обязательной письменной формой с приложением печатей завещателя и свидетелей (начиная с эпохи принципата их, должно было быть не менее семи). Начиная с V века н. э. завещание должно было быть обязательно подписано завещателем и всеми свидетелями. До этого завещание удостоверялось не подписью, а печатью завещателя и свидетелей. Завещание могло быть составлено и при участии государственного органа путем занесения распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата. Некоторые формы имели свою специфику, а именно завещания слепых совершались с участием нотариуса. Особыми льготами пользовалось солдатское завещание, для него не было предписано никакой обязательной формы: «От обязанности соблюдать при составлении завещаний вышеназванной формы освобождены императорскими указами воины, по причине чрезвычайной их неопытности, поэтому их завещание считается действительным в любом случае» (кн. 2 ст. 109 Институции Гая). Кроме того, в VI веке до н.э. в целях фискального контроля императором Августом была введена 5 % пошлина с наследства, и предписывалось под угрозой штрафа в течение пятидневного срока после смерти завещателя предъявить завещание в магистратуру, где проходила торжественная процедура вскрытия завещания.
2. Завещание должно быть составлено лицом, обладающим активной завещательной способностью. Первоначально активная завещательная способность была привилегией мужчин, которые обладали полной гражданской способностью в области имущественных отношений. С принятием ст. 113 кн. 2 Институции Гая право составлять завещание получили женщины: «…женщины находились в лучших условиях, чем мужчины, именно мужчины моложе 14 лет составлять завещание не могли, даже при участии опекуна, женщины же могли, ибо она, достигнув 12 лет, приобретает право составления завещания с согласия опекуна». Лишались активной завещательной способности умалишённые, несовершеннолетние, расточители, а также все лица, состоящие под властью домовладыки, отступники от христианства, а также лица, осуждённые за некоторые преступления. Кроме того, в период цивильного права завещательная свобода была недоступна перегринам (иностранным гражданам, не обладавшим правами римского гражданина).
3. Лицо, в пользу которого составлено завещание, должно обладать пассивной завещательной способностью, которая состояла в праве лица принять наследство. На первый взгляд этот вопрос не требует особых пояснений, и в то же время не все лица могли призываться к наследованию в порядке завещания, а именно вообще не имели пассивной правоспособности еретики и лица, осуждённые за тяжкие уголовные преступления, были ограничены рабы и женщины. Женщин, по закону Вокония, было запрещено назначать наследницами граждан. Некоторые лица хотя и обладали пассивной завещательной способностью, но не могли получить наследство полностью или в части, если не отпадало обстоятельство, которое по закону признавалось препятствием для получения наследства, «так холостые не могут принимать наследство и отказы, равным образом бездетные не могут приобретать более половины наследства и отказов…». При этом бездетность являлась условной. Мужчина не считался бездетным, если у него был один ребёнок. Женщину признавали не бездетной, если у неё было трое детей. Пассивной завещательной способностью не обладали лица, которые в момент смерти завещателя ещё не были зачаты, а также дети государственных преступников. Круг наследников был расширен после признания права наследования за юридическими лицами.