Представляет интерес взгляд Погодина на перспективы развития международных отношений. Сокрушаясь по поводу эгоистичной политики европейских государств, стремящихся урвать побольше выгоды за счет соседей, Погодин ратовал за создание такой системы внешнеполитических связей, в основу которых был бы положен принцип солидарности христианских народов белой расы («потомства Иафетова»). «Помогая друг другу, мы все гораздо далее уйдем вперед, чем вредя и мешая себе взаимно. Если бы 10 миллиардов, в которые обошлась прошедшая [Крымская] война воевавшим и невоевавшим державам, употребить, с общего согласия, на обширную европейскую колонизацию, сколько бы добра снискала Европа, покорив своей власти остальную Азию и Африку, приготовив новые для себя рынки, избавясь от лишнего народонаселения, пристроив к месту несчастных своих пролетариев» [xxxv].
Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что Погодин был, в первую очередь, русским державным патриотом, а русская государственность и много позже него даже либералам мыслилась не иначе, как в форме монархии. Племенной общеславянский национализм (панславизм) предстает в системе политических взглядов Погодина не более, чем средство достижения и поддержания имперского могущества и международного авторитета России.
Погодин был близок к славянофилам по ряду внутриполитических вопросов (отстаивание гласности и независимого общественного мнения, пожелание созыва представительного совещательного органа), но резко расходился с ними по другим, не менее важным вопросам: он не идеализировал общину, не призывал вернуться к старомосковским порядкам. Как государственнику, Погодину была чужда недооценка славянофилами роли и места положительно-правовых форм государственности − недооценка, отмечавшаяся критиками славянофильства как из охранительного (К.Н. Леонтьев), так и либерального (А.Д. Градовский) лагеря.
Резко критикуя отдельные проявления абсолютизма, предлагая свои, отличные от правительственных, концепции внешней и внутренней политики, Погодин никогда не находился в оппозиции к самодержавию как политическому институту. Погодин − проправительственный монархист-консерватор, ратовавший за проведение тех или иных реформ с единственной целью − укрепление русской великодержавности и монархической государственности, мысливший более широко и оригинально (хотя, может быть, не всегда реалистично), чем его политические сподвижники, находившиеся у руля власти.
Список литературы
[ii] В.К. Терещенко. М.П. Погодин в общественно-идейной борьбе 30−50-х гг. XIX столетия: Автореф. канд. дисс. М., 1975.
[iii] Ф.А.Петров. М.П. Погодин и создание кафедры российской истории Московского университета. М., 1995; К.Б. Умбрашко. М.П. Погодин. Человек. Историк. Публицист. М., 1995.
[v] Ц.Х. Виттекер. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. / пер. с англ. СПб., 1999.
[vii] Н.И. Павленко. Михаил Погодин. М., 2003. С. 346-347.
[viii] М.П. Погодин. Норманнский период русской истории. М., 1859. С. 201.
[ix] К.Н. Бестужев-Рюмин. Биографии и характеристики. СПб., 1882. С. 241.
[x] М.П. Погодин. Историко-критические отрывки по русской истории. М., 1846. Кн. 1. С. 16.
[xi] С.С. Уваров. О преподавании истории относительно к народному воспитанию. СПб., 1813.
[xii] Цит. по: Ф.А. Петров. Указ. соч. С. 94.
[xviii] Н.И. Павленко. Указ. соч. С. 346.
[xix] М.П. Погодин. Сочинения. Т. IV. С. 261.
[xxx] М.П. Погодин. Статьи политические и польский вопрос (1856-67). М., 1876. С. 136-137.
[xxxi] Его же. Сочинения. Т. IV. С. 126.
[xxxii] Его же. Статьи политические и польский вопрос. С. 339.
[xxxiv] Там же. С. 526-527.