Смекни!
smekni.com

Ильин Иван Александрович (стр. 1 из 2)

(1883 - 1954)

Александр Репников, Москва

В этом году исполнится 50 лет со дня смерти выдающегося русского философа и деятеля правого движения

Еще десять лет назад имя И. А. Ильина было известно только специалистам по истории и философии, а что касается трудов Ильина, то они были надежно сокрыты от глаз исследователей. Все изменилось с конца 80-х годов, когда в ряде журналов и сборников стали появляться первые исследования об этом мыслителе. Идеи и жизнь Ильина нашли свое отражение в работах Ю.Т. Лисицы [i], Ю.С. Пивоварова [ii], И.И. Евлампиева, [iii] Ю.И. Сохрякова [iv]. В 1995 году к 40-летию со дня смерти И.А. Ильина была проведена специальная научная конференция [v] ; наследие мыслителя стало предметом диссертационных исследований [vi] ; статьи о нем появились в ряде энциклопедических изданий [vii], сборниках и периодической печати [viii]. О жизни и творчестве Ильина был снят двухсерийный документальный фильм «Возвращение», показанный по российскому телевидению [ix].

Помимо многочисленных переизданий работ Ильина в периодической печати, [x] отдельными изданиями вышли его общественно-политические труды, [xi] литературно-критические статьи, [xii] религиозно-философские работы [xiii].

Нельзя не отметить и первое собрание сочинений И.А. Ильина [xiv]. В качестве приложения к собранию сочинений вышли два тома дневников, писем и документов, связанных с жизнью и творчеством Ильина в период 1903 – 1954 гг. [xv], а так же трехтомник, включивший в себя впервые опубликованную переписку И. А. Ильина с И. С. Шмелевым [xvi]. В качестве приложения к собранию сочинений был издан альбом «Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные материалы» [xvii].

В данной публикации хотелось бы кратко остановиться на описании жизненного пути И.А. Ильина, ставшим «самым читаемым в России и любимым философом в последнее десятилетие уходящего века» [xviii], философом, чье наследие, несомненно, окажется востребованным и в новом XXI веке.

Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года в дворянской семье в Москве. Его родители были глубоко религиозными людьми, что существенно повлияло на формирование и развитие мировоззрения Ильина. Окончив гимназию с золотой медалью, он учился на юридическом факультете Московского университета, после окончания которого в 1906 году был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. Еще будучи студентом, И.А. Ильин вошел в научную школу П.И. Новгородцева. Вмести с ним трудились Марк Вишняк [xix], впоследствии оставивший занятия наукой и Н.Н. Алексеев [xx], ставший крупным правоведом и философом.

В 1909 году Ильин получил звание приват-доцента, после чего более 10 лет преподавал в Московском университете. В 1910-1912 гг. находился в научной командировке в университетах Германии и Франции. Вернувшись в 1912 году в Россию, вел преподавательскую деятельность.

После Февральской революции Ильин активно включился в общественно-политическую жизнь, опубликовав пять небольших брошюр по злободневным вопросам. После Октябрьской революции Ильин начал борьбу с новой властью. В апреле 1918 года был впервые арестован по подозрению в участии в организации «Добровольческая армия», вскоре был амнистирован и отпущен на свободу. Огромное значение в освобождении Ильина сыграло то, что в его защиту дружно выступили видные представители отечественной науки. Многие ученые даже предложили пойти в заложники на время защиты Ильиным его диссертации. 18 мая того же года Ильин защитил магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В качестве оппонентов на защите выступили Е.Н. Трубецкой и П.И. Новгородцев. Последний приехал на защиту, рискуя свободой. Накануне у него был обыск, и в любой момент мог последовать арест. Защита прошла на высоком уровне, и ученый совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора.

В 1922 году Ильин был арестован в шестой раз, допрошен, немедленно судим и приговорен к смертной казни, замененной высылкой. Президиум ВЦИК постановил лишить Ильина гражданства и конфисковать все его имущество. Путь на родину был закрыт навсегда. Хотя высылка за границу и была лучшим выходом, поскольку спасла Ильина от неминуемой гибели, его душа навсегда осталась с Россией. В ноябре 1922 года он писал П.Б. Струве: «Я жил там, на родине, совсем не потому, что «нельзя было выехать», а потому, что Наталия Николаевна (жена И.А. Ильина – А.Р.) и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве – там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери… не уезжают; разве только – оторванные и выброшенные» [xxi].

Находясь в эмиграции с 1923 по 1934 год, И.А. Ильин был профессором Русского Научного Института в Берлине. В 1926 году он активно участвовал в деятельности Российского Зарубежного съезда. В 1925-1926 гг. выходил в редакцию парижской газеты «Возрождение», с 1927 по 1930 год издавал «Русский Колокол. Журнал волевой идеи», целью которого было объявлено «служение самобытной и великой России». И. А. Ильин читал лекции в ряде европейских университетов, продемонстрировав способности замечательного оратора.

После прихода к власти нацистов Ильин в 1934 году был уволен из Русского Научного Института. Через два года последовал запрет на его преподавательскую деятельность, ему так же было запрещено печатать свои работы. Оставшись без средств к существованию, под угрозой ареста и заключения в концлагерь, Ильин был вынужден в 1938 году эмигрировать в Швейцарию. Последние годы он жил в Цолликоне, в окрестностях Цюриха, где и скончался 21 декабря 1954 года.В число основных работ И.А. Ильина входят: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1924), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Пути духовного обновления» (1935), «Аксиомы религиозного опыта (в 2-х томах, 1953), «Путь к очевидности» (1957), «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний (1958). Особое место в творчестве И.А. Ильина занимает цикл статей «Наши задачи», которые представляли собой ряд периодических бюллетеней «Русского Обще-Воинского Союза», рассылавшихся по списку небольшому кругу единомышленников. Только в 1956 году 215 выпусков этих бюллетеней были объединены в двухтомник и изданы в Париже Русским Обще-Воинским Союзом.

Список литературы

[i] Лисица Ю.Т. Ильин И.А. как правовед и государствовед // Вопросы философии, 1991, № 5; Он же. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собр. соч. В 10-ти т. М., 1993, т.1.

[ii] Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? (О чем думается после прочтения книги Ивана Ильина «О монархии и республике») // Вопросы философии. 1991. № 6.

[iii] Евлампиев И.И. Феноменология божественного и человеческого в философии Ивана Ильина. М., 1998.

[iv] Сохряков Ю.И. И.А.Ильин — религиозный мыслитель и литературный критик. М., 2004.

[v] «Наши задачи» Ивана Ильина и… наши задачи. Материалы конференции. М., 1995.

[vi] Рутковская М.В. Философия государства и права в наследии И.А. Ильина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 2000.

[vii] См.: Ильин И.А. // Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 1995; Лисица Ю.Т. Ильин И.А. // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997; Кураев В.И. Ильин И.А. // Русская философия: Словарь. М., 1999.

[viii] Фирсов Е. Неизвестные письма И.А. Ильина Россия – XXI. 1997. № 5-6. 7-8; Огородников Ю.А. Духовное измерение искусства, по И.А. Ильину // Судьба наследия русской философской мысли на рубеже XXI века: Сборник научных статей. М., 2001; Музафарова Н.И. Зорина Н.А. Иван Ильин о тайнах воспитания // Судьба наследия русской философской мысли на рубеже XXI века: Сборник научных статей. М., 2001; Брусиловский М. О сопротивлении злу силой. 28 марта – 120-летний юбилей Ивана Ильина // Консерватор. 2003. № 7; Ильин И.А. // Библиотека Единой России. Кн. 1. Идеи. М., 2003; Попова О.С. В.В. Кожинов и И.А. Ильин о русской интеллигенции XIX века // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии. Материалы 2-й международной научно-практической конференции». Армавир. 2003.

[ix] См.: Кокухин Н. «Россия – не человеческая пыль…» (документальный фильм об Иване Ильине) // Русский вестник. 1996. № 23-25.

[x] См.: Ильин И.А. Наши задачи // Юность. 1990. № 8; Он же. За национальную Россию // Слово. 1991. № 4-7; Он же. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4-5; Он же. О сопротивлении злу // Новый мир. 1991. № 10; Он же. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Наш современник. 1991. № 6-7; Он же. Черносотенство – проклятие и гибель России // Вопросы философии. 1994. № 9.

[xi] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. М., 1992; Он же. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России. М., 1996.

[xii] Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993.

[xiii] Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993; Он же Аксиомы религиозного опыта. М., 1993; Он же. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994; Он же. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. — 2-е изд. М., 2003.

[xiv] Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1-10. М., 1993 – 1999; Дополнительные тома: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). М., 1999; Письма. Мемуары (1939-1954). М., 1999; Переписка двух Иванов (1927-1934), Переписка двух Иванов (1935-1946), Переписка двух Иванов (1947-1950). М., 2000; Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М., 2001; Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М., 2001; Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Ч. 1 и 2. М., 2001; Мир перед пропастью. Часть 3. Аналитические записки и публицистика (1928-1941). М., 2001; Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. Учение о Боге. М., 2002; Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 2. Учение о человеке. М., 2002.