При завладении любым имуществом умершего лицами, входящими в круг призванных наследников, презюмируется принятие наследства. Обратное должен доказать сам потенциальный наследник, например, что он забрал некоторые незначительные по стоимости вещи на память об умершем, не имея намерения становиться наследником. Если лицо, призванное к наследованию, не желает принимать наследство, но фактически распорядится предметом из состава наследственной массы, такое распоряжение должно признаваться действительным только при условии, что его нельзя было отсрочить без ущерба для наследства[82].
Закон допускает призвание наследника к наследованию по нескольким основаниям (п. 2 ст. 1152), в таком случае наследник имеет право выбора: принять наследство по одному основанию, по нескольким основаниям или по всем основаниям, от этого будет зависеть размер его доли.
С момента открытия до момента принятия наследство называется лежачим. Как известно, не бывает безобъектных правоотношений, но временно они могут быть бессубъектным. Лежачее наследство - это объект права, который временно не имеет субъекта, такое положение существует до появления субъекта - наследника, принципиально до этого момента допускается предъявление исков к наследственному имуществу, хотя на практике такие иски почти не встречаются. После того, как наследство принято, в силу юридической фикции оно считается принадлежащим наследнику со дня его открытия, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество[83].
Установление такой фикции является необходимым, иначе не будет непрерывности имущественных отношений.
Как и в прежнем Гражданском Кодексе, в ст. 1153 ГК названы два способа принятия наследства: путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному должностному лицу соответствующего заявления и путем совершения фактических действий.
В отличие от составления завещания, принятие наследства путем подачи заявления не требует личного присутствия наследника, поскольку заявление компетентному лицу может быть направлено по почте либо передано через другое лицо, при этом обязательным требованием является засвидетельствование подписи наследника. Принятие может осуществляться через представителя на основании доверенности или через законного представителя.
О фактическом принятии наследства, в частности, свидетельствуют следующие действия, открытый перечень которых дан в самом ГК РФ: вступление во владение или в управление наследственным имуществом, принятие мер по его охранению, защита его от посягательств или притязаний третьих лиц, расходование собственных средств на содержание наследственного имущества.
Достаточно совершения одного из перечисленных действий, после чего наследство будет считаться принятым. Но при этом следует учитывать, что совершение подобных действий является лишь презумпцией принятия наследства, которая может быть опровергнута. Если подобные действия совершаются без намерения принять наследство, в дальнейшем возможно возникновение обязательств между наследником и лицом, не принявшим наследство. Если такое лицо действовало добросовестно, то возникают отношения по ведению чужих дел без поручения, если же недобросовестно - то обязательства из неосновательного обогащения или из причинения вреда имуществу[84].
В новом законе не изменен срок для принятия наследства, он равен шести месяцам со дня его открытия. Этот срок является императивным и относится к срокам осуществления гражданских прав.
Ст. 1155 ГК также связывает возможность восстановления пропущенного срока для принятия наследства с наличием уважительных причин, препятствовавших своевременному приобретению наследства. В юридической литературе справедливо подчеркивалось, что "к числу уважительных причин следует отнести то, что наследник не знал или не мог знать об открытии наследства, либо, хотя и знал об открытии наследства, не мог в установленном порядке выразить свою волю (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и др.)."[85] Ст. 1155 по-прежнему оставляет вопрос об уважительности причин пропуска на усмотрение суда, специального разъяснения в нормативных актах на этот счет нет.
Помимо общего срока для принятия наследства, закон закрепляет ряд дополнительных правил. Для удобства рассмотрения этих положений следует разделить наследников на две группы: первая - это лица, призываемые к наследованию в момент смерти наследодателя, они приобретают "первичное" право на принятие наследства, вторая группа - это лица, право на принятие наследства у которых возникает при отпадении наследников первой группы, то есть, условно говоря, они приобретают "вторичное" право.
Ст. 1154 ГК РФ закрепляет различные сроки на принятие наследства для наследников второй группы в зависимости от причин отпадения первичных наследников. Так, для лиц, право наследования которых возникает вследствие отказа наследника от наследства или отстранения его как недостойного установлен шестимесячный срок, исчисляемый с момента возникновения "вторичного" права наследования. Для лиц, право наследования которых возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, установлен трехмесячный срок, исчисляемый с момента истечения общего срока на принятие наследства.
Буквальное толкование приводит к выводу, что такой срок будет зависеть от причин отпадения основного наследника. Если основной наследник не примет наследство в течение общего срока, то у подназначенного наследника есть три месяца на принятие наследства с момента истечения общего срока. Если же "основной" наследник заявит отказ от наследства, то у подназначенного будет шесть месяцев со дня заявления отказа от наследства. Неясно, по какой причине законодатель выбрал именно такой вариант. Установление единого срока для принятия наследства независимо от причины отпадения первоначального наследника было бы предпочтительнее.
Ст. 1155 ГК устанавливает новые правила относительно принятия наследства по истечении установленного срока. В ней речь идет не о продлении, а о восстановлении срока и признании наследника принявшим наследство в судебном порядке. Такое решение может иметь место, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что такой наследник обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Если до момента вынесения решения о восстановлении срока для принятия наследства оно уже было принято другими лицами, суд обязан определить доли всех наследников, ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными. Между сонаследниками при этом возникают обязательства из неосновательного обогащения.
Требовать восстановления пропущенного срока при наличии наследников, принявших наследство, можно только в случае, если последние не согласны выделить долю тому наследнику, который пропустил срок. С согласия же вступивших в свои права наследников можно принять долю в наследстве в любое время.
Для принятия наследства по истечении установленного срока без обращения в суд при согласии на это всех остальных наследников, принявших наследство, требуется заключение письменного соглашения с наследником, пропустившим срок. Данный договор должен быть удостоверен нотариусом, либо должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (в случаях, установленных законом такое право имеют должностные лица органов местного самоуправления и должностные лица консульских учреждений РФ) или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с п.3 ст. 185 ГК РФ. Строго говоря, в ст. 1155 ГК РФ речь идет не об удостоверении договора, а о засвидетельствовании подписей наследников, но такая формулировка представляется неудачной, скорее всего, законодатель имел в виду именно нотариальное удостоверение такого документа, поскольку он приобретает важное юридическое значение не только в отношениях между наследниками, но и для третьих лиц. В частности, такое соглашение наследников является основанием аннулирования нотариусом ранее выданного свидетельства о праве на наследство и основанием выдачи нового свидетельства. Таким образом, к фактическому составу, необходимому для принятия наследства, добавляется договор между сонаследниками. Этот договор порождает не право на принятие наследства, а непосредственно право на часть наследства. При этом доля наследника, принимающего наследство по истечении срока, по договору может быть изменена по сравнению с той, которая причиталась ему по закону или по завещанию, это допустимо, поскольку речь идет о распоряжении имущественными правами. Условия рассматриваемого соглашения имеют приоритет над диспозитивными нормами ГК РФ при отсутствии противоречий с законом.
Заключение между сонаследниками соглашения не исключает субсидиарного применения к их отношениям по аналогии норм об обязательствах вследствие неосновательного обогащения. Эти нормы предусматривают следующие основные правила.
Во-первых, имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено в натуре. В случае невозможности возврата такого имущества в натуре приобретатель должен возместить действительную стоимость имущества на момент его приобретения. Во-вторых, возмещению подлежат все доходы, полученные с момента вступления судебного решения в силу либо с момента заключения соглашения между сонаследниками. С другой стороны, "новый" наследник обязан возместить необходимые затраты на содержание имущества с того времени, с которого он получает доходы от этого имущества.