(1803-1873)
Сергей Лабанов, Москва
5 декабря 2005 г. исполнилось 202 года со дня рождения выдающегося русского поэта, публициста, дипломата и общественного деятеля Ф.И. Тютчева. Его имя входит не только в сокровищницу русской литературы: Тютчев по праву может считаться значительным политическим мыслителем, во многом опередившим своё время
5 декабря 2005года исполнилось 202 года со дня рождения выдающегося русского поэта, публициста, дипломата и общественного деятеля Ф.И. Тютчева (1803-1873). Имя крупнейшего русского поэта Ф.И. Тютчева входит не только в сокровищницу русской литературы – Тютчев по праву может считаться и значительным политическим мыслителем, во многом опередившим своё время. Его политическая оценка событий, пророчество о будущем России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью сохраняют свою актуальность и по сей день.
Кроме этого, он интересен и как создатель русской национальной доктрины, сущность которой нам необходимо взять для возрождения нашей страны и выхода из идейного, духовного, цивилизационного, демографического и нравственного кризиса, переживаемого нами сегодня.
Всю свою жизнь поэт пытался найти смысл человеческого существования в мире и отыскать тот самый нравственный идеал, как в жизни отдельного индивида, так и государств. Он, как и всякий гений, оказался не понятым своими современниками и передовым обществом (в данном случае можно вспомнить славянофилов, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, Н.Н. Страхова, В.В. Розанова). Попыткой отыскать эту тайну попытаемся и мы.
В чём же заключается смысл существования человека и государства у Ф.И. Тютчева? Как кажется, именно в нравственности и любви к ближнему. И эти требования распространяются у Тютчева даже на международную политику и политиков (казалось бы, самую безнравственную сферу человеческой деятельности). К этим истинам поэт пришёл, находясь 22 года на дипломатической службе в Европе (Мюнхене, Генуе, Турине), а также будучи цензором и крупным государственным чиновником уже в России. Так за какую же Россию стоял Тютчев в своей деятельности? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в данной статье.
В своём творчестве поэт поднимал проблемы сочетания нравственности и целесообразности в бытии, жизни и политике, при этом не растрачивая все эти сферы человеческого существования. И в этой связи, он яростно выступает против так называемых «двойных стандартов» как в политике, так и в человеческих взаимоотношениях:
«Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян».
На протяжении всей своей жизни Тютчев, также как и другие гении России — А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, славянофилы, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский — искали образ подобной жизни в России и русской цивилизации. Однако уже в XIX веке этот образ стал тускнеть после глобальной европеизации страны, осуществлённой Петром I. Отсюда вполне понятно стенание поэта по поводу того, «откуда, как разлад возник?». А ведь действительно – разлад возник между космополитическим дворянством, чиновничеством, интеллигенцией и народом, живущим прежними идеалами и традициями.
В своей дипломатической деятельности поэт активно служил интересам России, в тоже самое время, критикуя во многом вредоносный для интересов страны курс министра К.В. Нессельроде. Кроме этого, он раскрывает вредную политику иезуитов и папства в судьбах народов Европы и мира. В своих депешах царю, он, во многом эмоционально призывает его к тому, чтобы русская внешняя политика, наконец-то, соответствовала интересам России и противостояла бы экспансии со стороны Запада (в том числе и Римской церкви). Так, в своих дипломатических депешах Тютчев критикует политическую суть (заключающуюся в политике «двойных стандартов», которая проводится столь откровенно в отношении Югославии, Ирака, России – Прим. С.Л.) ещё молодого тогда государства – США.
C 1839 года дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прерывается, но до 1844 года он продолжал жить за границей. Однако в августе 1843 года опальный поэт по делам прибыл в Петербург. А уже 7 сентября знакомая Тютчева А. Крюденер в своём петербургском поместье устраивает ему встречу со всесильным начальником III отделения А.Х. Бенкендорфом. Между ними происходит продуктивная многодневная беседа (в том числе и в поместье Бенкендорфа). Итогом этих встреч стала поддержка всесильного чиновника и царя всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе, через участие в этой работе крупных зарубежных интеллектуалов и политиков. Более того, Тютчеву дали добро на самостоятельные выступления в печати по политическим проблемам взаимодействия между Европой и Россией.
Тютчев пишет «Записку» царю, в которой обосновывает свой план действий. Так, в одном месте он пишет следующее: «В самом деле, как ни велико нескрываемое и порой слишком очевидное недоброжелательство заграницы к нам, мы недооцениваем тот факт, что в разброде мнений и интересов в Европе такое великое и значительное единство, какое мы собою являем, может оказаться авторитетным и привлекательным для умов, крайне утомлённых доведённых до предела разбродом». И далее: «…При нынешнем состоянии умов в Европе общественное мнение со всей его внешней разноголосицей и независимостью, в глубине души только и ждёт, чтобы покориться авторитету. Я говорю с глубокой убеждённостью: главное и самое трудное для нас – обрести веру в самих себя; осмелиться признать величие наших судеб, осмелиться признать наше призвание во всей её полноте. Так обрящем же эту веру, это мужество. Так дерзнём поднять наше истинное знамя среди разноголосицы мнений, раздирающих Европу, и оно привлечёт к нам сторонников там, где до сих пор мы находили только соперников. И мы увидим, как исполнится великое слово, произнесённое при памятных обстоятельствах».
Естественно, что даже самая подробная записка на Высочайшее имя содержит лишь контуры, намётки будущего дела. Поэтому на встрече с А.Х. Бенкендорфом, вероятнее всего, уже рассматривались и совершенно реальные ситуации, и вполне конкретные имена. Подробнейшим образом проинструктировав Николая I о состоявшейся беседе с опальным поэтом, глава Тайной полиции получил не только полное одобрение идей, высказанных Тютчевым, но и прямое указание к их быстрейшей реализации.
Т.о., в Европе стала создаваться агентурная сеть, в которую вошли известные писатели, философы, историки, публицисты из числа видных представителей интеллектуальной элиты.
Сам Тютчев в течение двух десятилетий живя на Западе и имея двух жён — представительниц крупных аристократических фамилий Европы — активно привлекал на свою сторону западную интеллектуальную элиту (Шеллинга, Гизо, Фальмерайера, Г. Гейне, Ф. Тирша, К. Пффефеля, Кузена, Баадера). В этой связи следует отметить вклад Тютчева и Тирша в греческие дела в 1829 году по утверждению устраивавшего Россию короля. Но особенно блистательно была проведена операция с Фальмерайером в 1843-44, которую только из-за смерти А.Х. Бенкендорфа в 1844 году, не удалось завершить.
Подобная активность Тютчева не осталась без внимания царя. Благодаря императору, вернувшись в Россию в 1844 году, он вновь поступил в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Почти совсем не печатая в этот период стихотворений, Тютчев в полной мере следует своему плану, публикует политические статьи на французском языке: "Письмо к г-ну д-ру Кольбу» (1844), «Россия и Германия» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1848-49), «Папство и Римский вопрос» (1850). Две последние статьи являются одними из глав задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-49 гг., но не завершённого им трактата «Россия и Запад».
Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях, стали проблемы русофобии и будущей империи, до сих пор не утратившие своей актуальности.
Тютчев употребляет термин «русофобия» в связи с конкретной ситуацией – революционными событиями в Европе 148-49. И само понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против имперской политики России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию если не силой оружия, то презрением. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают и от незнания, поскольку учёные и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революции в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.
Но в то же самое время он первоначально считал, что враждебность Запада по отношению к России, во многом отрезвит наших людей, негативно и предвзято относящихся к своей стране. Он ещё надеялся на то, что это влияние заставит их вернуться к своим истокам и «углубиться в самих себя». Однако, по прошествии лет оценивая состояние общества после реформ 60-х годов, Тютчев видит малоподвижность изменения в общественном сознании.
В трактате «Россия и Запад» Тютчев создаёт своего рода образ тысячелетней державы – России. Излагая своё учение об «империи» и характере империи в России, поэт отмечал её «православный характер». Особенностью используемых Тютчевым теорий мировых монархий является разделение Римской и Восточной (Константинопольской) империи.
В этом трактате Тютчев говорил о том, что Россия, освободившая 30 лет назад Европу от наполеоновского господства, подвергается ныне постоянным враждебным нападкам со стороны европейской печати. В результате, пишет Тютчев, ту державу, которую «поколения 1813 года приветствовало с благородным восторгом… удалось, говорю я, эту самую державу преобразовать в чудовище для большинства людей нашего времени».