Смекни!
smekni.com

Никон, Патриарх

(1605-1681)

Кирилл Фролов, Москва

Патриарх Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия

В мае 2005 года исполнилось 400 лет со дня рождения Патриарха Великия, Малыя и Белыя Руси Никона. Выдающийся русский богослов митрополит Антоний Храповицкий считал Патриарха самым значительным человеком в русской истории. Действительно, Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия. Эта идея встретила сопротивление как западников, так и сторонников провинциальной версии русского национализма, а значит, пропагандирующих отказ от имперской миссии и обрекающих Россию на роль этнографической резервации, а резервации, как известно, проигрывают культурное и технологическое соперничества и оказываются, в конечном итоге, оккупированными.

Все проекты патриарха Никона поражают своей гениальностью и масштабом. Это и создание подмосковной Палестины, и комплекс Новоиерусалимского монастыря. Никон понимал, что не каждый русский человек сможет попасть на места искупительных страданий и воскресения Спасителя и поэтому создал Новоиерусалимский монастырь местом, где бы русский человек мог увидеть как происходили Евангельские события.

Но Никон задумал для Новоиерусалимского монастыря еще одну важнейшую роль. В Воскресенском Соборе до сих пор сохранились Престолы для всех глав Поместных Православных Церквей, чтобы они могли сослужить одновременно. Таким образом, Никон, создавал в Москве Центр мирового Православия. В братию Новоиерусалимского монастыря брались представители всех православных наций. По замыслу Никона, значение и влияние Нового Иерусалима было бы куда большим, чем Ватикана. И сейчас, Новоиерусалимский монастырь сохранился и может выполнять возложенную на него миссию.

Другой важнейший проект патриарха Никона – воссоединение Малороссии и Белороссии с Россией. Это целиком его заслуга. Патриарх Никон буквально заставляет Московский Земский Собор 1653 года принять петицию Богдана Хмельницкого и начать войну с Польшей.

Ведь тогда политическая ситуация в России во многом напоминала нынешнюю. Противники ее исторической миссии и имперского пути самых разных политических ориентаций тогда добились того, что Запорожские казаки десятилетиями просили принять их в Московское подданство, но получали отказ тех боярских кругов, которые считали воссоединение русских земель ненужным и обременительным. Именно эти круги заключили, фактически, альянс с польской католической дипломатией и добились дискредитации и низложения патриарха Никона. Идеологами этого низложения были тайный католик Паисий Лигарид, который олицетворял волю польских кругов, боящихся ликвидации унии и потери Малороссии, и московский боярин Зюзин — либерал и сторонник «государственного контроля над церковью». Именно такие люди, как Зюзин, добивались создания монастырского приказа, говоря современным языком, «госоргана по делам религий». Именно они столкнули патриарха с царем, убеждая последнего в том, что Никон, якобы, опасен для государства, что он стремится установить теократию и тому подобные вещи, ибо если бы Никон хотел подмять государственную власть, то он бы это сделал, т. к. фактически управлял Российским государством во время долгого отсутствия царя Алексея Михайловича, который возглавлял военные походы против Польши. Не собирался Никон захватывать государственную власть, а был он сторонником сильной Церкви, соработающей с государством в деле возрождения народа и внешней экспансии. Именно благодаря Никону в России появилось высшее образование, современная армия, сильная, в том числе церковная, экономика, начался расцвет культуры. Никон выписывает из Белоруссии лучших мастеров, благодаря которым появляется великолепное московское барокко и знаменитая московская школа изразцов.

Именно антицерковные круги, а не патриарх Никон и виновны в церковном расколе XVII века. Выдающийся русский церковный историк митрополит Макарий Булгаков пишет, что, если бы Никон не был бы низложен, то раскола бы не произошло. Антицерковное лобби попыталось с помощью будущих лидеров старообрядцев создать «альтернативный центр церковной власти» в противовес «неуправляемому» Никону.

Аналогия с современностью снова налицо. Однако напомним любителям поиграть в альтернативное православие итоги этих игр: раскол Церкви, народа, непреодоленный до сих пор. Подлинные зачинщики раскола – на дне адовом. Вспомним, что печальный памяти Собор 1666 года, вопреки канонам, низложил Никона и проклял старообрядцев. Как известно, Никон достиг с лидером старообрядцев Иваном Нероновым примирения по обрядовому спору. И поэтому ничего удивительного нет, что продолжатель и поклонник патриарха Никона, реставратор русского патриаршества митрополит Антоний Храповицкий сыграл, с одной стороны, решающую роль в исторической реабилитации патриарха Никона, а с другой — в возрождении Единоверия, призванного вернуть в жизнь Церкви и ревнителей старого обряда, и сам этот обряд, который является альтернативой латино-немецкому вырождению обрядовой, архитектурной и музыкальной Русской Церкви, внесенного Петром Первым и прочими тоталитарными секуляризаторами. Антоний рукополагал всех будущих лидеров единоверия и добился того, что Поместный Собор 1917-18 гг. не просто восстановил Патриаршество, но и реабилитировал патриарха Никона, выехал всем составом в Новоиерусалимский монастырь, где у гробницы патриарха Никона была отслужена панихида (на этой могиле, по свидетельству монахов Новоиерусалимского монастыря, происходят чудеса).