Смекни!
smekni.com

Карташев Антон Владимирович (стр. 4 из 4)

Еще о списке трудов Антона Владимировича. Обращает на себя внимание большое количество статей на острые злободневные темы. Но в них-то и находит свое выражение общественный темперамент Антона Владимировича. И можно сказать, что этот список получает свое существенное завершение в его “Воссоздании Святой Руси”, в котором Антон Владимирович дает законченную формулировку своего религиозно-общественного мировоззрения. Антон Владимирович — практик. Он сознает за собой долг строить жизнь. Но его практицизм никогда не переходит в приспособляемость. И в этом — тайна его влияния. Я разумею влияние не научное, а духовное.

Вопрос о духовном влиянии Антона Владимировича есть особый вопрос, требующий нашего внимания. И прежде всего: на кого он влияет? Не будем скрывать того, что есть. Русская зарубежная молодежь, родившаяся за границей,— иного духа. России она не знает, и представления ее о России нередко слагаются под воздействием иностранных наблюдателей, по большей части весьма поверхностных и зачастую безответственных. К тому, что думает о России старшее поколение эмиграции, эта молодежь часто относится свысока, с снисходительным презрением, как к чему-то уже осужденному историей и обреченному на отмирание. С другой стороны, и в иностранной среде эти молодые люди не являются вполне своими. Но жизнь их практически связана с этой средой, и в ней они прокладывают себе дорогу тяжелой борьбой за существование. На них Антон Владимирович не имеет влияния. Для них он слишком прямолинеен. Его бескомпромиссность им непонятна. Его водительства с любовью ждут новые люди, те, которые пришли из России после второй войны. Этим малопонятна русская зарубежная молодежь, и, наоборот, их покоряет “русскость” Антона Владимировича, его верность России и православной правде, светлая мудрость его старости. Они тоже люди дела, и они знают, что в России господствует “чистое” зло, с которым не может быть сделки. Несмотря на разницу лет и культуры, у них с Антоном Владимировичем общий язык.

Его старческая мудрость научила его прощать. Карьеризма он не терпит, но в каждом человеке он умеет найти то, что составляет его положительную ценность. И как часто он с любовью открывает дорогу людям иного духа, ради их собственной пользы и ради пользы общества, которому они могут послужить и, служа, научиться сами. Учитель науки и политический борец, он с каждым годом все более и более становится христианским учителем жизни.

Трудно писать о живом. А мы все искренно и молитвенно желаем Антону Владимировичу многая лета. Но все-таки я не могу удержаться от вопроса: что же для него главное? Для него и в нем? После того, что было сказано, вопрос может показаться праздным. Если мне удалось установить внутреннее единство его духовного облика, можно ли говорить о главном? Допустить наличность главного и второстепенного не значит ли нарушить то единство, о котором была речь? Но начало единства я искал и, мне думается, нашел в области идеологической. Я старался подчеркнуть верность Антона Владимировича Халкидонскому догмату как исходную точку его богословия и православной политики. Но бывает, что человек выражает всего себя одним словом, одним жестом, одним движением. Это выражение не противоречит идеологии, но оно выражает то, что стоит за идеологией, что первее идеологии.

На вопрос: что главное в Антоне Владимировиче? — я отвечу одним образом: церковь Сергиевского подворья, и в ней Антон Владимирович, восьмидесятилетний, на клиросе студенческого хора. Регент, из студентов одного из недавних выпусков, еще совсем молодой, знает, что Антон Владимирович приходит раньше других и не пропускает никогда.

Что это: только быт, чистая эстетика, чарующая, но не обязывающая? Критики Антона Владимировича иногда так думают. Но думающие так глубоко заблуждаются. Этот образ есть символ полноты церковной жизни, которой Антон Владимирович дышит. Церковь — это та стихия, без которой он не может жить. Строя жизнь, он ее строит из Церкви: отправляясь от Церкви. Он строит Церковь.

Апрель 1956г.

Сергиевское подворье в Париже

Список литературы

[i] См.: А. В. Карташев Мои ранние встречи с о. Сергием. — Православная мысль, сб. VIII. Париж, 1951.

[ii] А. В. Карташев Революция и Собор 1917—1918 гг.— Богословская мысль. Париж, 1942.

[iii] См.: Мои ранние встречи с о. Сергием.

[iv] Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956, с. 16.

[v] Свобода научно-богословских исследований. — В кн.- Живое предание Париж, 1937, с. 39.

[vi] Воссоздание Святой Руси, с. 13.

[vii] Выдержки из статьи А. В. Карташева Путь к соединению Церквей. (Журнал Содружества св. Албания и преп. Сергия. Лондон, 1934, №26, с. 12), дополненные из рукописи Карташева, находящейся в архиве автора.

[viii] Перу А. В. Карташева принадлежат следующие книги: На путях к вселенскому собору. Париж, 1932, 140с.; Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947, 270 с.; Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956, 252 с. [М., 1991]; Очерки по истории русской Церкви. Париж, 1959, тт. I и II, 1250 с. [М., 1991, 1993]; Вселенские соборы. Париж, 1963, 800с. [М., 1994].