Как писал в эмиграции Н.Н. Алексеев, «полной неспособностью найти нравственное оправдание капитализму отличается всё наше белое движение… Никто из белых нравственно капитализма защитить не мог, а между тем боролся за капитализм» [v] .
Но давно пришло время отделить то объективно патриотичное, что содержалось в идее Белой борьбы, от навеянного классовым своекорыстием. Сейчас некоторые хотели бы именем Деникина освятить недавнее разграбление национального достояния, доказывая, что капитализм и частная собственность – это, якобы, и есть главное, за что боролось Белое движение, а всё остальное было пустыми лозунгами. Нет! Увидев нынешнюю Россию – обрезанную земельно, оскудевшую хозяйственно, приниженную в международных делах, с торжествующими олигархами – Деникин отказался бы признать в такой удручающей картине «победу Белого дела». Не за такую «единую и неделимую Россию» воевали он и герои Добровольческой армии! Будем верить, что общественный интерес к фигуре Деникина, вызванный нынешним мероприятием, позволить многим это осознать.
А пока — мир праху рыцаря великой, единой и неделимой России!
Список литературы
[i] П.Н. Врангель. Воспоминания. Ч. 1. М.: Терра, 1992. С. 114-115.
[ii] Белое дело: Кубань и Добровольческая армия. М.: Голос, 1992. С. 39-40.
[iii] В.О. Ключевский. Сочинения. Т. IX. С. 325.
[iv] В.Ж. Цветков. Белые армии юга России, 1917-20. М.: Посев, 2000. С. 61-81.
[v] Н.Н. Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 2000. С. 308.