В отличие от многих своих современников Аполлон Николаевич не рассматривал неудачу России в Крымской войне как результат ошибочной политики императора, его личных амбиций или равнодушия к судьбе нации. Более того, Майков с сочувствием относился к Николаю I, и, при некоторых колебаниях, продолжал думать о нём как о выдающимся деятеле и человеке, бесконечно преданным России.
Для Аполлона Николаевича Николай I был личностью трагической, непонятой современниками. Именно таким он предстаёт в его стихотворении «Коляска». Оно было написано 5марта 1854 года, но опубликовано только после смерти Николая I. Кроме этого, в своей «Записной книжке», он подытожил свои размышления о значении личности Николая для истории России. Вот как он его характеризует: «Я всё более убеждаюсь, что со временем Александр I упадёт, а Николай возвысится. Александр был сам вроде Чаадаева, гуманист, благодетель человечества, поляк, католик и менее всего русский. Европа обязана ему многим, а Россия пострадала от его политических ошибок <нрзб.> — иногда изменнических. Николай был русский. Он понимал русскую, русское – как господствующее в империи. Но общество, им найденное (с декабристами вместе), было французское или мистическое католически, или вольтерьянское. Либеральная же молодая партия николаевского времени – чаадаевская, следовательно, и старое, и новое поколение – нерусские. За это его это же русское общество клеймило русификатором, бесилось за то, что он хочет русских поляков, немцев, финлядцев».
И далее: «Говорят, что были полумеры. Но у них не полумера, а кроме того, могла ли быть уверенность для полных мер, имея против себя общество». Вывод делает следующий: «Громадная воля его была бессильна перед обществом. Один упрёк: зачем всё-таки он не увлёк за собою общество? Недоставало ему помазания гения».
После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с молодой редакцией «Москвитянина», поздними славянофилами и «государственниками». На почве славянофилов, но с твёрдой идеей государства, с признанием послепетровской истории Майков становится сторонником идей М.П. Погодина, М.Н. Каткова, Ф.И. Тютчева. При этом он создаёт ряд стихотворений о русской природе, которые заучивались наизусть «чуть ли не с первыми молитвами» (так об этом сказал М.М. Бородкин, публицист черносотенного и патриотического направления начала ХХ века, написавший очерки о Ф.И. Тютчеве и А.Н. Майкове), ставшими хрестоматийными и цитатными: «Весна! Выставляется первая рама» (1858), «Летний дождь» («Золото, золото падает с неба», 1858), «Сенокос» («Пахнет сеном над лугами», 1858), «Ласточки» (1856) и т.д.
В это время новым пламенем вспыхнула в поэте любовь к родине, к её природе, к быту «непросвещённого народа». Не одной внешней красотой полны великолепные строки Майкова, вызванные огромной любовью автора к своей родине. Она уже была выражена не буйным и стремительным тоном, а спокойным, тихим и философским. В них выпукло выступает лирическая философия, его идейность. Подтверждению этому служит его стихотворение «Облачка», где Аполлон Николаевич сравнивает небесные тучки со страстями сердца, с бредом вдохновения и делает заключение, что без этих жизненных облачков был бы чужд и страшен Божий суд.
В ноябре 1857 года Майков назначен делопроизводителем Временного комитета по пересмотру цензурного устава, а в августе 1858 года Морское министерство пригласила Аполлона Николаевича принять участие в экспедиции на корвете «Баян» в Грецию. Корвет долго оставался в Ницце, Рагаузе, Палермо, Неаполе. Отсюда возник «Неаполитанский альбом (Мисс Мэри)» (1858). В нём он отразил черты красивой страсти, вольного веселья Италии, к которым остался неравнодушным поэт. Посещение Испании отразилось в исторической балладе «Исповедь королевы». Готовясь к этому плаванию поэт изучил новогреческий язык. Однако, в Грецию в итоге «Баян» так и не попал, но Майков в 1858-1862 гг. написал большой цикл «Новогреческих песен».
Но больше всего его влекли духовные черты прошлого России, стойкость родного народа, подвиги и страдания «двух сил», шедших рука об руку в государственном деле: князя народа, вождей земли, многолетняя судьба строителей русского государства, видевших на своём веку столько страданий ради любви к народному краю. Все эти величественные картины прошлого с большим внутренним подъёмом рисует Майков. Христианское настроение русской души часто воодушевляло Аполлона Николаевича, при этом давая пищу для его вдохновения. Он благоговейно относился к набожности русского народа и с горячей любовью говорил о его храмах, обителях, святителях, благочестивых князьях и подвижниках русской земли.
В этой связи невольно вспоминается его стихотворение «Упразднённый монастырь», где представлена богатая картина отечественной средневековой обители. Эта картина озарена глубоким пониманием всего сделанного ею для русского общества. Вполне по-тютчевски верит Аполлон Николаевич в призвание родной Руси и умиляется, также как и Тютчев, её долготерпению, выносливости и крепости.
Глубоко верующий христианин в личной жизни и вполне уяснивший себе значение христианства, Майков таким же христианством отразился и в своих произведениях, изумительно, при этом, воспевая родную природу, века и народы, а также те исторические события, которые сопровождали как Россию, так и другие страны. Сумев своей чуткой душой понять не только события, и вполне уразуметь их истинный смысл, Аполлон Николаевич, по выражению К.П. Бестужева-Рюмина, старался «вознестись к высшему религиозному началу и в нём слиться со своим народом». Подобно Тютчеву, поэт считал Россию «по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа».
В этой связи вполне естественно Майков проявлял интерес к древнерусской истории и славянскому фольклору. Это помогло создать ему один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870). Его перевод был признан образцовым многими знатоками древнерусской литературы (в частности Ф.И. Буслаевым, Н.С. Тихонравовым, А.Н. Афанасьевым). Будучи истинным знатоком изящного, Майков как нельзя лучше проникся поэтической стороной «Слова…», в которой видит и реальность красок, их жизненность и современность. При этом, поэт старался сохранить слова и выражения их подлинника.
Также с глубоким сочувствием поэт рисовал образы Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I. Им были посвящены как поэтические, так и прозаические сочинения: «В Городце в 1863 году» (о смерти Александра Невского), «Москва – третий Рим», «Царь Иван Васильевич Грозный. Покорение Казани и Астрахани», «Завоевание Сибири», «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», «Кто он?» (о Петре I), «Ломоносов», «Менуэт» (об эпохе Екатерины II) и т.д. Вот он как сам характеризует эти сочинения: «Я дошёл до того, что вижу, кажется, физиономии князей удельного и Московского периода». Этими сочинениями начинается как бы последний период его творческой деятельности.
На смену беззаботности, аристократического эпикуризма, стремления к наслаждению жизнью выступают думы о подвигах духа, размышления о высших вопросах человеческого бытия. Здесь как бы совершается своего рода превращение: Аполлон Николаевич всё более проникается религиозным духом, всё ярче отражает христианские воззрения и идеалы, в общем можно говорить о том, что поэт образов уступает место поэту-мыслителю. Самосозерцание, вдумчивость, размышление над сущностью жизни, скорбные думы о многих явлениях современности – вот основное содержание большенства сочинений Майкова этого периода.
В 1883 году вышло 4-е собрание сочинений Майкова – трёхтомное «Полное собрание сочинений А.Н. Майкова». В апреле 1888 года русское общество отпраздновало 50-летний юбилей его творческой деятельности. Александр III произвёл поэта в тайные советники и увеличил его пенсию. В дни юбилея Майков в общественном сознании являлся не только как преемник А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, но и как последовательный монархист. Консерватор и «государственник», являя тем самым реальную силу в противодействии революционному движению. Может быть и поэтому его имя до сих пор предано забвению. И в этой связи вполне закономерна реакция философа В.С. Соловьёва на его изумительное по своему духу патриотизма стихотворению «У гроба Грозного», где царь оправдывает свою жестокость и казни бояр интересами государства, православия и народа и называет себя зачинателем дел, которые были продолжены другими русскими царями. Соловьёв же упрекнул Майкова в том, что он «лукавыми словами… злую силу воспевал». Не больше, не меньше».
В стихах 80-90-х годов у Аполлона Николаевича видны прекрасные афоризмы, такие, как например: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», «Поэзия – венец познания», «Выше всех веков – есть Вечность!» и т.д.
В быту Майкову был присущ тонкий беззаботный юмор и доброта сердца. Будучи по своему характеру отзывчивым и добрым, он постоянно поддерживал молодых литераторов, а также однажды, проживая на даче у станции Сиверской, он стал председателем попечительского совета при местной Петропавловской церкви при этом заботясь о постройке новой школы, церкви, богадельни, тратя много времени и денег». В.В. Розанов однажды записал в «Опавших листьях»: «Поэт Майков смиренно ездил в конке. Я спросил у Страхова – О, да! Конечно в конке. Он же беден. Был «тайный советник», и большая должность в цензуре».
27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу уж слишком легко одетым, вскоре заболел и через полтора месяца (20марта) умер. Он был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичего монастыря. Почти целый век этот замечательный русский поэт и патриот России был неоправданно предан забвению из-за того, что был консерватором и государственником. И моей задачей в этой статье является открыть почти заново это честное и благородное русское имя!
Список литературы
1) А.Н. Майков. Полное собрание сочинений. Т. 1-4. – СПб., 1914.
2) Русские писатели. Словарь. 1800-1917. Т.3. – М.:1994.
3) Краткая литературная энциклопедия. Т.4. – М.:1967.
4) М.Л. Златковский. А.Н. Майков. – СПб.,1898.
5) О.Ф. Миллер. А.Н. Майков // «Русская мысль», 1888. №5-6.
6) М.М. Бородкин. Поэтическое творчество Майкова. – СПб., 1900.
7) Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Т.1. – М.:1998.
8) В.С. Соловьёв. Философия искусства и лит. критика. – М.:1991.
9) Н.В. Володина. Майковы. Преданья русского семейства. – СПб., 2003.