Смекни!
smekni.com

Из жизни основателя компании Вернера фон Сименса (1816 - 1892) (стр. 3 из 3)

Эффект подобный землетрясению или разорвавшейся бомбе имело сообщение, помещенное в "Альгемайне цайтунг" 30 октября 1881 года, содержавшее заключительный отчет о Парижской выставке: "Гвоздем выставки была без всякого сомнения фирма Сименса, где бы она ни находилась - в Берлине, Лондоне или Париже - и что бы она ни представляла - динамо-машины, электролампы, телеграфные аппараты или точные инструменты. Его способ работы и мышления не имел никаких недостатков. Жюри было так же единодушно в своей оценке: Почетного диплома (самой высокой награды) удостоены доктор Вернер Сименс, фирма "Сименс и Гальске", фирма "Siemens Brothers"; золотой медали - помощник Сименса фон Гефнер-Альтенек, имеющий в области электроники такие же заслуги, как и Сименс. Подобных наград не получила ни одна другая фирма. Если мы осмотрим бесконечные ряды машин и ламп, то на каждом шагу сможем увидеть несколько измененные творения Сименса и фон Гефнер-Альтенека с именами других изобретателей".

Если Сименс, как видно из этого сообщения, всегда был в положении дающего, то с Парижской выставки он вернулся домой с чувством, похожим на озарение. До выставки он не очень высоко оценивал лампу накаливания, ему не раз приходилось проводить экспериментальную проверку этой новинки техники. Но теперь, после того как он стал свидетелем успеха Эдисона, он изменил свое отношение к его изобретению, став сторонником идеи освещения при помощи лампы накаливания, он решил даже сам заняться их производством.

Сименс много сделал для развития немецкой и европейской электротехники. Он - инициатор образования Берлинского электротехнического союза (1879 г.), а также основатель и председатель Общества патентов в Берлине. Кроме того, Вернер Сименс известен как меценат в области науки и культуры: он пожертвовал 500 тыс. марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории. В 1883 г. Сименс обратился к правительству с предложением создать научно-исследовательский институт фундаментальных исследований. Ему пришлось встетиться со стеной непонимания, но Сименс добился его открытия. Благодаря его усилиям и денежной поддержке в Шарлоттенбурге открылся Физико-технический институт. Первым директором Государственного физико-технического института (PTR) становится выдающийся немецкий физик Гельмгольц.

В 1888 — Благодаря многочисленным заслугам, его благотоврительности и активному участию в политической жизни Вернер Сименс получил от кайзера Фридриха III дворянский титул и стал Вернером фон Сименсом. Но еще выше, чем эту честь, которой Сименс удостоился уже будучи зрелым человеком, он ценил свое избрание в члены Академии наук, состоявшееся в 1873 году.

Вернер фон Сименс проводил обдуманную социальную политику на своих предприятиях. Удивительные слова принадлежат ему: «Мои капиталы будут жечь мне руки подобно раскаленному железу, если я не поделюсь с теми, кто помог мне получить этот доход, причитающейся им долей». Уже в 1858 году он ввел схему, по которой часть прибыли распределялась служащим, затем специальные бонусы стали получать и наемные рабочие. К 25-летию компании в Siemens & Halske был создан пенсионный фонд, через год введен девятичасовой рабочий день, сократившийся до 8,5 часа к 1891 году, когда по всей Германии десять часов на рабочем месте оставались нормой. В 1888 году в компании появилась собственная медицинская служба, а в начале нового века организован фонд медицинского страхования.

Можно точно сказать, что всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял все, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом.

С 1889 года начался постепенный отход Вернера Сименса от активного участия в делах фирмы. В его фирме, включая дочерние предприятия в Лондоне, Санкт-Петербурге и Вене, насчитывалось уже 5000 сотрудников. Настало время следующего поколения. Теперь оно должно было проявить себя в действии. 31 декабря 1889 года Сименс вышел из руководства фирмой.

В конце жизни с присущим ему даром реального предвидения Сименс указал на перспективу мировой торговли и экономического объединения Европы: "Это может произойти только благодаря устранению по возможности всех внутриполитических таможенных барьеров, ограничивающих районы сбыта, удорожающих производство и уменьшающих конкурентоспособность на мировом рынке".

Последние годы жизни Вернера Сименса прошли в спокойной дружеской обстановке в семье, к которой он был всегда привязан. Он по-прежнему следил за развитием техники, особенно за успехами в естественных науках и в электротехнике. Живя на своей вилле в Бад-Гарцбурге, он начал диктовать свои "Воспоминания о жизни".

В 1890 году он вместе с женой едет в третий и последний раз на свой любимый Кавказ. Они посещают Кедабег, где находится медный рудник, собственность семьи Сименсов. За 25 лет своего существования рудник стал современным развивающимся производством.

В 1891 году после перенесенного им тяжелого гриппа для полного выздоровления Сименс едет сначала на остров Корфу, а потом в Неаполь. Надо отметить, что даже в это время он не оставляет исследований: в 1892 г. он изобрел стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий. В июне 1892 года он заканчивает свои "Воспоминания о жизни" и, как бы подводя итоги, делится мыслями о своей судьбе: "... Я считаю свою жизнь удавшейся, так как она вся была заполнена усилиями, которые почти всегда были успешными, и работой, приносящей пользу людям; и если я с печалью смотрю на конец моей жизни, то это потому, что я должен расстаться с близкими и дорогими мне людьми, и потому, что мне не суждено больше успешно работать для приближения времени расцвета естественных наук".

6 декабря 1892 года, через несколько дней после получения им первого напечатанного экземпляра его "Воспоминаний о жизни", Вернер Сименс скончался в своем поместье в Шарлоттенбурге. На траурной церемонии собрались его друзья и почитатели, чтобы проститься с одним из великих людей XIX столетия. Среди огромного количества венков можно было увидеть венки, присланные супругой Фридриха и Томасом Алвой Эдисоном.

Сыновья и внуки Сименса продолжили его дело, стремясь сохранить его дух и, в то же время, отдавая дань требованиям современности. Теперь им приходилось, учитывая весь пройденный фирмой путь, решать проблемы сегодняшнего дня и сохранять основные устои фирмы.

Большинство разбросанных по всему свету представителей этого рода поддерживают друг с другом тесные родственные отношения, в особенности после создания в 1873 году при содействии Вернера Сименса семейного союза, для размещения которого в 1916 году был приобретен прекрасный старый дом, построенный в стиле итальянской архитектуры в 1693/94 году прямым предком Вернера Сименса Гансом Сименсом. Этот дом находится в Госларе, на улице Шрейбштрассе. Как живой свидетель нижнесаксонского буржуазного рода этот дом и сегодня является местом, где раз в три года собираются на совещания члены семейного союза; в доме хранится семейный архив, в нем имеется библиотека и небольшой музей. Вестибюль и внутренний двор, построенные в стиле старонемецкой архитектуры, открыты для посещения туристами.