Ломоносов объяснял возникновение атмосферного электричества трением воздушных слоев друг о друга при перемещении холодных масс воздуха вниз, а теплых – вверх. Это была первая научная гипотеза, объясняющая электризацию атмосферы. Сейчас среди «генераторов» атмосферного электричества, помимо облаков и осадков, называют также пылевые бури, извержения вулканов, метели, разбрызгивание воды водопадами, морским прибоем и т.п. Так как воздух включает в себя твердые частицы, то электризация его поэтому усиливается, считал ученый. Он правильно предположил, что электрический заряд облака равномерно распределен между всеми составляющими его капельками воды. Ломоносов на основе многих наблюдений и измерений доказал тождество молнии и электрической искры и высказал свое твердое убеждение в электрической природе северных сияний.
Отстаивая право ученого заниматься исследованием природы, думать о способах защиты от причиняемых ею бед и отвечая своим горе-критикам, он говорил: «Истолковав сии явления, уповаю, что по возможности удовольствовал громовою теорией любопытство ваше; того ради к той части обращаюсь, в которой покушусь искать удобных способов к избавлению от смертоносных громовых ударов. Сим предприятием не уповаю, слушатели, чтобы в вас негодование или боязнь некоторая родилась. Ибо вы ведаете, что бог дал и диким зверям чувство и силу к своему защищению, человеку сверх того прозорливое рассуждение к предвидению и отвращению всего того, что жизнь его вредить может. Ни одни молнии из недра преизобилующия натуры на оную устремляются, но и многие иные; поветрия, наводнения, трясения земли, бури, которые не меньше нас повреждают, не меньше устрашают. И когда лекарствами от моровой язвы, плотинами от наводнений, крепкими основаниями от трясения земли и от бурь обороняемся и притом не думаем, якобы мы предерзостным усилованием гневу божию противились, того ради какую можем мы видеть причину, которая бы нам избавляться от громовых ударов запрещала?»
Из этого отрывка видно, какой безупречной логикой обладал Ломоносов, как умело он выстраивал доказательства своего утверждения о праве ученого на эксперимент, хотя прекрасно понимал, что некоторым «академикам» и «невеждам-попам физику толковать нет нужды». Далее Ломоносов рассказывал о том, как, по его мнению, можно защититься от удара молнии. Он говорил: «Возвышенные места больше громовым ударам подвержены, нежели низкие, никогда мне слышать или читать не случалось, чтобы в рудник ударила молния. Подтверждается сие примером, который нашел я в Фрейбергском летописце. В 1556 году декабря 29 дня среди ночи взошла бурная громовая туча, которою в окрестных местах шестнадцать церквей молниею ударены и сожжены были; однако при том ни о едином повреждении рудников не упоминается, хотя ими тамошние горы везде и во все стороны прокопаны». Поэтому наиболее безопасным местом при грозе Ломоносов считал рудник. Говоря о церквах, он хотел подчеркнуть, что молнии не щадят даже такие богоугодные строения, как храмы и молельни. «Известно всем, что в завостроватые верхи высоких башен всего чаще молния ударяет, особливо ежели железными указателями ветра украшены или металлом покрыты... Востроверхие башни тогда во всем подобны стрелам электрическим, которые испытатели громовой силы нарочно выставляют и которых действие в притягивании оной многими опасными опытами и смертию господина профессора Рихмана довольно известно. Такие стрелы на местах, от обращения человеческого по мере удаленных, ставить за небесполезное дело почитаю, дабы ударяющая молния больше на них, нежели на головах человеческих и на храминах, силы свои изнуряла».
После выступления было задано много вопросов. О характере некоторых из них представление дает объяснение ученым, почему молния убивает людей, звонящих в колокола. В то время пытались «разбивать» грозовые тучи стрельбой из пушек или колокольным звоном. Вот, что сказал Ломоносов: «Поражены были молнией люди, бывшие у колоколов, не потому, что электрические тучи, как пчелы, привлечены были звоном, а потому, что медь колоколов точно так же, как железный прут Рихмана, восприняла электрическую силу в высоте и умертвила близ стоявших людей. Поэтому надо, чтобы те, кто в грозу с молниями звонят в колокола, употребляли длинные и лучше всего шелковые веревки».
«Слово о явлениях воздушных» сразу же было издано на русском и латинском языках. «Речи» и «Слова» петербургских академиков выпускались значительными для того времени тиражами – до 1200 экземпляров, поэтому они становились широко известны за пределами академической среды и даже за границей. Публичные выступления ученых играли важную роль в распространении научных знаний, борьбе с косностью и невежеством, царившими в то время. И первым среди популяризаторов науки, самым страстным ее пропагандистом был Михаил Васильевич Ломоносов. Его работы, написанные доходчиво и занимательно, знала вся русская прогрессивная общественность.
Надо отметить, что Ломоносов – первый отечественный ученый, который начал читать лекции на русском языке. Это было очень важно для просвещения народа, так как многие не знали иностранных языков, а тем более латыни. Столичная газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала 24 июня 1746 г.: «Сего июня 20 дня... той же Академии профессор Ломоносов начал о физике экспериментальной на российском языке публичные лекции читать». Затем в занятиях был некоторый перерыв, а 5 августа 1746 г. та же газета уведомляла своих читателей: «Охотникам до физики экспериментальной через сие объявляется, что Академии Наук профессор господин Ломоносов с предбудущей пятницы по-прежнему в положенные часы, а именно от трех до пяти часов, начнет продолжать свои публичные лекции». Наш великий соотечественник делал все, чтобы в России «ученые люди размножались и науки распространялись и процветали». Такую задачу он поставил себе сам.
Просветительская деятельность Ломоносова носила ярко выраженный общественный, гражданский характер. В «Слове о явлениях воздушных» он подчеркивал пользу науки, которая служит обществу и в дни мира, и в дни войны. Он говорил, что нельзя «ни полков, ни городов надежно укрепить, ни кораблей построить и безопасно пустить в море, не употребляя математики, ни оружия, ни огнедышащих махин, ни лекарств поврежденным в сражении воинам без физики приготовить, ни законов, ни судов правости, ни честности нравов без учения философии и красноречия ввести и, словом, ни во время войны государству надлежащего защищения, ни во время мира украшения без вспоможения наук приобрести невозможно».
Сам Ломоносов был безусловным сторонником мирных отношений между государствами. Выступая 8 мая 1759 г. в Академии наук с «Рассуждениями о большой точности пути», он не мог не высказать своего протеста против войны, которую тогда вела Россия. (Эта война получила впоследствии название Семилетней.) Он говорил: «О, если бы оные труды, попечения, иждивения и несчетное многолюдство, которые война похищает и истребляет, в пользу мирного и ученого мореплавания употреблены были, то бы не токмо неизвестные еще в обитаемом свете земли, не токмо под неприступными полюсами со льдами соединенные береги открыты, но и дна бы морского тайны рачительным человеческим снисканием, кажется, исследованы были! Взаимным бы сообщением избытков коль много прирасло наше блаженство! И день бы учений колико яснее воссиял бы откровением новых естественных таинств!»
В заключение мне хочется привести несколько выдержек из «Рассуждений об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений...».В них Ломоносов сформулировал правила, которым, как он считал, должны следовать все популяризирующие научные знания – ученые, писатели, журналисты.
«...Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен прежде всего взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы.
...Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотрели на них как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну...
Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин...
Главным образом пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя, тогда как ему едва известны заглавия тех книг, которые он терзает...
Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений...»*
* Оригинал этой статьи М.В. Ломоносова не сохранился. Перевод сделан с его статьи «Рассуждения...», опубликованной в Амстердаме в 1755 г. на французском языке (Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. – Т. 3, – С. 230...232).
Ломоносов неукоснительно следовал этим правилам. Поступать так он завещал и нам – его почитателям и последователям, всем популяризаторам науки.