Иван Андреевич Милютин. Крупный промышленник-судовладелец, экономист, купец и блестящий публицист, государственный деятель, один из лидеров партии "октябристов" и череповецкий Городской голова, действительный советник Иван Андреевич Милютин родился 8 апреля 1829 года в Череповце.
Родился Иван Андреевич в мещанской семье, в той части Воскресенского проспекта, которая называлась ещё «Благовещенской половиной» и где проживали так называемые «буржуа» — земледельцы, торговцы, судовладельцы. В «аристократической» же стороне, бравшей начало от Воскресенского собора, обосновалась знать: дворяне, управляющие городом в силу своего привилегированного положения.
Отец умер рано и братья Милютины (младший Василий родился на два года позже) в совсем юном возрасте унаследовали тяжелейший родительский промысел, Вскоре приволжским купцам стало ясно, что в лице молодых коммерсантов они имеют удачливых конкурентов.
В 1853 году купца III гильдии И. А. Милютина избирают бургомистром города, а с апреля 1861 г. он стал городским головой. В этой должности он пробыл 46 лет, до самой смерти.
К моменту своего избрания Иван Андреевич и его брат Василий уже были владельцами сотни судов, в том числе первого пассажирского парохода “Смелый”. В том же 1861 году братьями был приобретен пароход “Филипп Ирапский”, который положил начало буксирному пароходству. Если раньше суда двигались по Мариинской системе на конной тяге - а это приводило к тому, что берега были вытоптаны, трупы павших лошадей распространяли зловонья и болезни (вплоть до сибирской язвы) - то теперь этому пришел конец.
В 1863 году на Шексне появились 7 пароходов-туэров. Такой пароход движется по тяжелой цепи, проложенной вдоль русла реки. Цепь наматывается на барабаны, которые вращаются от привода судовой машины. Таким образом, туэры сами себя проталкивают. К ним (т.е. пароходам) можно прицеплять баржи с грузом.
Эти пароходы принадлежали франко-российской компании, которая потерпела неудачу со своей идеей цепной буксировки судов. Братьям Милютиным удалось взять туэры в аренду на очень выгодных условиях и приспособить их для собственных нужд. Кроме того, во второй половине 60-ых годов они имели 40 собственных пароходов и 500 грузовых судов.
А после открытия дока и механического завода братья начали строить суда дальнего плавания, совершавшие рейсы по Шексне, Волге, а также через Петербург за границу.
В конце 50-х и начале 60-х годов Милютины выходят на первое место по численности речного грузового флота, а на линии Рыбинск-Череповец-Чайка появляется первый пассажирский пароход Милютиных.
В навигацию 1867 года пароходством братьев было проведено 486 судов с грузом 6804000 пудов при помощи 15 собственных и 11 арендованных буксиров. Это составило 18% всех судов и 21% всех хлебных грузов, прошедших по Шексне. Удачливость молодого купца открывает перед ним двери в Городской магистрат. В 25 лет он становится бургомистром, а в 1861 году избирается Городским головой Череповца с населением 3000 человек, очень напоминающим деревню.
Дела свои на новом поприще Иван Андреевич начинает совершенно по-русски, как говорится, "помолясь", с восстановления полуразвалившегося Благовещенского собора, "Мы возобновили его без роскоши, как для молитвы и духовного утешения в горе и печали..."
Создание городского общественного банка с капиталом в 10500 рублей стало следующим. Банк послужил тем главным экономическим рычагом, с помощью которого он "расшевелил" жизнь провинциального города. Надо помнить, что все это происходило на гребне волны правительственных реформ 1861 года.
В 70-е годы хлебопромышленники Приволжья призывают Ивана Андреевича председательствовать в Рыбинском биржевом комитете. По его инициативе учреждается Волжско-Камский банк, в устав которого ему удается ввести параграф, по которому Банк ежегодно отчисляет из своих прибылей 1% " на пользу и развитие знаний в интересах русской торговли и промышленности", что составило ежегодно 25000 рублей.
Характерно замечание самого Милютина: "Я не мог вынести тогда бесконечного и безрезультатного словоговорения в ученых обществах, но понимая неизбежность этого, взял да и построил три бригады дальнего плавания в 400, 500 и 600 тон каждый". Корабли были построены в Череповце, затем забуксированы в Петербург, где их оснастили и поставили паруса финские мастера. Сверх ожидания из них получились прекрасные ходоки со свидетельством 1-ого класса Английского Ллойда. Совершали они рейсы во все северные порты Европы. Один из них сходил с мрамором из Ливарно в американский Бостон, а оттуда - в Англию с нефтью.
Широкий размах в милютинском судостроении, в комплекс которого входили сухой док, лесопильный и механический заводы, остро ставил вопрос о подготовке квалифицированных кадров.
И здесь Милютин делает так много, что Череповец становится центром просвещения, "Новгородскими Афинами", "русским Гейдельбергом", городом, где соотношения учащихся и жителей 1 к 6.
Один за другим Милютин открывает: Александровское техническое училище (1869), Мариинскую женскую гимназию (1873), реальное училище (1875), учительскую семинарию (1875), женское профессиональное училище (1887), сельскохозяйственную школу, городское училище и ряд других.
Всего к 1896 г. было 11 учебных заведений и 1400 учащихся, а в 1908 г. в городе обучалось 1937 человек. Более половины учащихся, или 975 человек были крестьянские дети. В череповецких учебных заведениях учились дети со всей Новгородской губернии.
Можно с уверенностью говорить о феномене образования в Череповце ХIХ-ХХ века. Сравните цифры: 1861 год- 110 учащихся, 1913год - 2115 человек. Пропорция учащихся на число жителей такая же, как в Цюрихском кантоне! За это город называли “Северными Афинами”.
О качестве преподавания в нем можно судить из следующего: в 1882 году александровцы принимали участие в московской художественно-промышленной выставке, куда представлены были работы воспитанников по столярно-модельному, слесарно-токарному, паяльному и кузнечному мастерству, а также по черчению и рисованию, за что были удостоены диплома. Александровское училище участвовало в конкурсе ученических работ по графическим занятиям, состоявшимся при Императорской Академии Художеств. Ученики получили похвальные листы. В 1888 году на том же конкурсе в Академии были удостоены серебряной медали, а преподаватель черчения училища представлен к ордену Святой Анны III степени, в 1893 году училище принимает участие во Всемирной выставке в Чикаго.
Развитие промышленности и образование в городе оказывало благоприятное влияние на жизненный уровень населения. И все-таки вездесущий Городской голова проявляет особое внимание и к малоимущим: организует Череповецкое благотворительное общество, общество вспоможения нуждающимся учащимся, богадельню при соборе, дом призрения во имя Св. Филиппа и Марии, открывает столовую для бедных, ночлежный дом. Дом трудолюбия и при нем швейную, ткацкую, вязальную, столярную и слесарную мастерские.
Для имущих жителей Череповца Милютин учредил общество взаимного кредита, общество взаимного страхования, вольное пожарное общество. Все это гарантия от несчастных случаев.
Милютин много сделал для благоустройства города. По некоторым улицам появились бульвары, каменные мостовые и почти по всем тротуары, керосинно-калильные фонари, телефоны. Для устройства общедоступньк увеселений построено здание под названием Соляной городок и при нем сад на двух десятинах земли с редкими породами деревьев. Все учебные заведения города также имели обширные сады. Подгородные поля окружены земляным валом с живой изгородью и каналами. В городской лесной даче произведена осушка болот. На реке Ягорбе рядом с сухим доком устроена земляная дамба с мостом через реку Ягорбу, что значительно придвинуло к городу реку Шексну, служащую соединительным звеном между Волжским бассейном и Финским заливом.
В своей деятельности на благо родного города Иван Андреевич руководствовался идеями просвещения, гуманности. Череповец из грязного захолустного городка превратился в оживленный промышленный и торговый центр обширного района, благоустроенный город с множеством учебных заведений.
Помимо учебных заведений в городе появились музеи, библиотеки, музыкально-драматические кружки. городской общественный банк, общественный сад, типография и т.д.
К концу жизни Иван Андреевич получает дворянство. Обширны были знакомства и связи Милютина вплоть до высших правительственных кругов и Царской фамилии. «Никто со всей матушки России от великого до малого, бывавший в Череповце, можно сказать не преувеличивая, не миновал его дома и хлеба-соли, — писал Ф.И. Кадобнов, бывший гласный и секретарь городской думы и управы. При «... многократных посещениях Череповца Августейшими Особами Иван Андреевич не щадил никаких средств и пользовался всеми наличными близко соприкасающимися с ним силами для того, чтобы прием Высоких Гостей был достоин сделанной ими чести городу, что возбуждало патриотический дух в целом крае и возводило народное сознание к истинно русской идее Царя — Отца Народа и приобщало население к переживанию истории живейшего общения с Августейшей семьей».
Иван Андреевич прожил долгую жизнь и на закате дней своих упрочил навсегда благосостояние своего родного города проведением Северной железной дороги, устройством гавани.
Политические взгляды Милютина были естественными для крупного промышленного и биржевого "воротилы". Напуганный нестабильной политической ситуацией 1905 года, с присущей ему активностью и энергией человека, привыкшего доводить однажды начатое дело до конца, Милютин занимается организацией в бюро "партии 17-го октября" - партии "объединяющей монархии и порядка". Любовь к государю и России заполняли его патриархальное сердце, а "порядок" был полезен для его Дела и хорошего самочувствия.
Надо думать, что Иван Андреевич был счастливым человеком. Свой родной город он назвал "поприщем для обращения мечты в дело". Он вырастил благовоспитанных и образованных детей: старший сын Василий стал инженером-технологом, Андрей в 1909 году был Городским головой Череповца. Они продолжили дело отца.