— Владыко, куда нам переправляться,— мы же утонем!
Испуг и страх были общими. Но владыка сказал:
— Престол ждет!
А потом помолчал немного и добавил:
— Помолимся, отцы!
И крестом благословил взбесившуюся реку. После краткой молитвы Волга утихла и архиепископ с клиром переправился на пароме на другой берег.
Вспоминают, что владыка был чрезвычайно нищелюбив. Он старался всегда хоть что-нибудь, да подать нищим и всегда был окружен ими. Особенно же любил юродивого Василия Ивановича Жировова, ходившего вокруг храма Воскресения Христова с пряником в кармане пиджака. Сам Василий Иванович признавался в разговоре с доверенными людьми: "Архиепископ Иоанн мне все просфору выносил". Сытых же и богатых как бы чурался, не приближал их к себе. Очень любил своих духовных чад.
Очевидно ко времени приезда в Ульяновскую Епархию владыки Иоанна здесь сложилась достаточно непростая обстановка. Изучение документов, хранящихся в Госархиве Ульяновской области, с одной стороны, и опросы свидетелей его христианского подвижничества — с другой, показали, что владыке пришлось столкнуться с большими сложностями, коренящимися в нестроениях церковной жизни г. Ульяновска и Димитровграда, в особенности в попытках некоторых настоятелей укрыть доходы приходов от епархиального начальства.
Владыка много ездил по своей епархии, налаживая духовную и материальную жизнь приходов. Время было тяжелое, церковь находилась под строгим надзором государства. В самой церкви было много неустройств. Далеко не все верующие понимали высоту духовной жизни архиепископа Иоанна и его подвиг юродства, который, по их мнению, не подходит для архиерея. Усугублялось дело и тем, что владыка был чрезвычайно строг к тем настоятелям церквей, которые позволяли себе утаивать деньги и не предоставлять точную отчетность. Судя по документам, хранящимся в областном Ульяновском архиве, такие настоятели не только позволяли себе грубые, оскорбительные выходки в отношении архиерея, который, по их мнению, был легко уязвим, так как не шел на сотрудничество со светскими властями, но и организовывали на него доносы в Патриархию и уполномоченному по делам религий.
Оскорбительно и дерзко выглядит описание архиепископа Иоанна глазами доносчиков. В жизни же, наоборот, люди преклонялись перед духовным обликом своего владыки, любили его, чувствовали, что он — проводник Божьей правды. А суть "злодейства" архиепископа Иоанна в доносе раскрывается позже: "Остающиеся излишки причтовой доходности, по нашему мнению, должны оставаться в пользу церкви (прихода — В.М.). Тогда как архиерей Ульяновский эти деньги забирает… Если настоятель храма передает ему денег на 2–3 тысячи менее, то он кричит на него: вор, плут, мошенник — украл деньги".
Архимандрит Борис (Крыжин), в свое время наблюдавший все эти сцены, вспоминает: "Он требовал, чтобы духовенство не занималось воровством, он правильно требовал".
Много помогала архиепископу Иоанну в его деятельности своими советами игумения Екатерина. Архимандрит Борис вспоминает и о ней: "Женщина она была благодатная, умная, сдержанная во всем… Жила она тоже на Водников, дом 17 — после закрытия Спасского женского монастыря. Жила при епархии, помогая, в чем могла, владыке… давала ему советы даже по управлению епархией".
Умерла она в 1956 году и похоронена рядом с архиепископом Иоанном на кладбище у храма Воскресения Христова. Интересно, что после смерти игумении люди как-то позабыли о ней. Владыка Иоанн скорбел, что православные города Ульяновска не смогли оценить ее духовный подвиг по достоинству. Мало кто приходил к ней на могилку. За несколько недель до смерти архиепископа его келейница Анна Алексеевна спросила его:
— Владыко, а может, еще поправитесь, еще поживете?
На что он ответил очень характерно:
— Дорожку к Екатерине укажу.
После смерти владыки люди, приходившие к нему на могилку, в своих молитвах всегда поминали и игумению Екатерину. Так происходит и доныне. Действительно, владыка "указал дорожку" к игумении Екатерине.
Между тем обстановка вокруг истинных верующих и пастырей церкви в стране все более осложнялась. Неуступчивый в вопросах веры и по-монашески аскетичный владыка, по воспоминаниям архимандрита Бориса Крыжина, "чувствовал, что его могут отправить на покой (возраст у него уже был преклонный), а епархию просто ликвидировать — и заранее купил дом в Собачьем переулке (ныне это 1-й переулок Рылеева, дом № 1). Он переехал в этот дом еще до того, как забрали кафедральный собор на Водников".
Перед закрытием епархии в 1958 году в Ульяновск приезжал управляющий делами Московской патриархии Пимен (будущий Патриарх РПЦ). "Приехал он Великим Постом и служил в кафедральном соборе. Читал пышный канон св. Андрея Критского" (архимандрит Борис Крыжин).
Вскоре вопрос о закрытии кафедрального собора на ул. Водников встал вплотную. Каким образом производилось закрытие храма, дает представление "Заключение о закрытии церкви на ул. Водников г. Ульяновска", подписанное уполномоченным Совета по делам РПЦ при Совмине СССР по Ульяновской области Михаилом Кошманом 11 июня 1959 г. (ГАУД, Р-3705, оп. 1, Ех. 39, стр. 58-61). Собор был закрыт якобы по просьбам трудящихся, которым мешал спать звон колоколов и которые организовали несколько статей по этому поводу в областную газету "Ульяновская правда". Кроме того, противопожарная безопасность собора не соответствовала нормам.
Вскоре храм был закрыт. Закрыта была и Ульяновская епархия. Владыка поселился в заранее купленном домике в Собачьем переулке. Вела его хозяйство келейница Наталья, а помогала ей Анна Алексеевна.
С 1959 года и до самой своей честной кончины в 1968 году архиепископ, попавший в опалу к светским властям, жил одиноко. Особенно обидно было то, что к нему, очевидно, из-за боязни, не приходили и священники, многие из которых начали свою службу в церкви под его началом и были рукоположены им в священнический сан. Редкие из них заглядывали в домик владыки Иоанна.
Главное, что делал владыка при жизни, был призыв к покаянию. Анна Алексеевна рассказывает, что архиепископ даже перед кончиной в дни своей болезни все время повторял: "Мне нужно сказать народу". Будучи крайне ослабевшим, он вдруг, словно молодой энергичный человек, вскакивал с кровати и с силой обувался в валенки.
— Владыко, вы куда? Вам нельзя вставать, ложитесь!
— Мне нужно сказать народу.
И шел к соседу-коммунисту, который, несмотря на свою партийную принадлежность, внимательно слушал владыку Иоанна, призывавшего к покаянию и рассказывавшему о другой, небесной жизни.
За несколько дней до смерти его келейницы говорили ему:
— Владыко, надо бы позвать священника — приобщить Вас.
На что архиепископ ответил:
— Не надо звать, сами придут.
В субботу и воскресенье они еще более настойчиво предлагали позвать священника со Святыми Дарами. Но у владыки ответ был прежний: "Сами придут".
И в самом деле, в понедельник пришел священник, которого никто не приглашал. Он и приобщил владыку Иоанна Святых Христовых Тайн.
27 февраля 1968 года в возрасте 85 лет окончилась жизнь владыки Иоанна, великого молитвенника и постника.
На большом кресте верующие поместили надгробную эпитафию:
Ушел отец наш милосердный,
Ушел в загробный мир от нас.
Сокрылся Божий свет вселенной
Из наших недостойных глаз.
Ушел молитвенник усердный
В обитель вечную Христа,
Носитель тяжкого креста.
Ушел преславный ИОАНН!
Великий праведник Христов,
Ушел наш пастырь миротворец
И проповедник Божьих слов!
Ушел, где радость обитает,
Где вечно ангелы поют,
Где Божий Дух все освещает,
Сомкнул уста свои златые,
Не слышно мудрости речей.
Закрылись очи голубые,
Иссяк живой воды ручей.
Поток людей к могилке верного православию пастыря не иссякает с годами. Сюда заходят не только те, кто знал владыку лично, но и люди уже иных поколений, даже приезжие из других городов. Несомненно, верный подвижник Христа, праведник архиепископ Иоанн возносит свои молитвы к Господу в Его обителях о всех нас, грешных, о своей епархии, где он начал и закончил свой путь священнослужителя.