Однако основополагающим фактором в изменении техники письма за последние тридцать лет является появление в 1968 г. новых прописей. Одной из основных причин появления новых прописей в те годы являлась смена пишущих приборов (в частности, переход от перьевых ручек к шариковым). Утверждалось, что обучение письму по новым прописям приведет к формированию более темпового и связного письма: «В последние годы методика обучения идет по пути упрощения прописей и раннего приспособления к быстрому письму технических (гигиенических) правил и приемов письма». Хотя необходимости увеличивать темп при выполнении рукописных текстов (на документах, например, в связи с увеличением делопроизводства) не было. Наоборот, в 70-е годы ХХ в. расширились автоматизированные способы размножения документов; постепенно пишущие машинки сменялись компьютерами.
Самым характерным для новых прописей 1968 г. являлось кардинальное изменение рисунка письма.
Как показывают исследования по истории развития русского письма, проведенные главным экспертом ЭКЦ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Л.А. Сысоевой и руководителем кодикологической лаборатории отдела рукописей Российской национальной библиотеки Д.О. Цыпкиным, впервые в истории развития письма произошли такие качественные изменения формы прописей.
Анализируя историю развития (до 70-х годов ХХ столетия) русского скорописного письма, можно констатировать, что современное русское письмо является следствием более чем тысячелетнего развития кириллической графики в России. Кириллическое письмо, начав активно распространяться с принятием христианства (988 г.), функционирует и развивается в нашей стране фактически с момента образования русской государственности. История развития письма в России свидетельствует о том, что обращение государства к вопросу графики письма происходило в узловые моменты русской истории, и было направлено на использование письма как культурообразующего инструмента и как средства общенационального культурно-психологического воздействия. На протяжении ХIХ в. и начала ХХ в. рисунок российских прописей не изменялся (см. на рис. 1, 2, 3).
Рис. 1. Образец прописей 1870 г.
Рис. 2. Образец прописей 1887 г.
Рис. 3. Образец прописей 1937 г.
Современное русское письмо также является одним из важнейших элементов национального культурного наследия. По своему культурообразующему и этнообразующему значению роль письма можно сравнить только с ролью языка. В процессе обучения чтению и письму на уровне визуального восприятия и на кинетическом уровне происходит активизация национального «исторического бессознательного» (исторической памяти) и генетического исторического опыта человека. Вместе с обучением родному языку, обучение письму является одной из важнейших частей формирования национальной самоидентификации личности.
Процесс функционирования и эволюции современного письма идет по двум направлениям:
– эволюция графических образцов для обучения письму (прописей);
– изменение письма, реализуемое в «живых» почерках конкретных людей.
Изменения в почерках современных молодых людей тесно связаны с введением в 1968 г. новых прописей для обучения письму. Прописи 1968 г. оставались (как и предшествовавшие им прописи 1937 г.) едиными для всех русских школ. Важнейшей отличительной чертой этих прописей стали значительные изменения в графике письма в сторону упрощения. Это выразилось в том, что начальные, извилистые движения элементов букв изменены на угловатые; интервальные элементы всех заглавных букв стали связными за счет простого петлевого движения и т. п. (см. рис. 4). Еще большее упрощение прописей произошло в образце прописей 1990 г. (прописи для детей, начинающих обучение с 6 лет). Рисунок букв по современным прописям практически приблизился к печатному шрифту (см. рис. 5).
Рис. 4. Образец прописей 1968 г.
Рис. 5. Образец прописей 1990 г.
Таким образом, произошло серьезное изменение графического стереотипа письма.
Исследование и анализ нескольких тысяч образцов почерков молодых людей, обучавшихся по новым прописям (образца 1968 г.), а также постоянная практика последних десятилетий работы в почерковедческой лаборатории, позволяющая наблюдать сотни почерков ежегодно, свидетельствуют о перечисленных ниже особенностях.
Во-первых, у современной молодежи наблюдается снижение степени выработанности почерка, что указывает на ухудшение овладения письменно-двигательным навыком.
Во-вторых, происходит упрощение графики русского письма и снижение его связности.
Более 70% молодых людей (мужчин) имеют почерк, по строению напоминающий стилизованный, который либо характеризуется малой степенью связности, либо является интервальным. Следует отметить, что данное обстоятельство противоречит задаче введения прописей 1968 г. (увеличение темпа письма за счет более высокой связности).
В-третьих, увеличение количества приближенных к стилизованным почерков, т. е. почерков с ярко выраженной и осознанной сменой (по сравнению с прописями) графического образца (явление, которое впервые за столетия истории русского письма оказалось массовым), может указывать на неудовлетворенность существующей графикой письма, в частности на ее психологическую некомфортность.
Серьезные изменения претерпели и внутренние факторы.
Процесс письма меньше всего является тем простым идеомоторным актом, каким его нередко пытались представить. В его состав входят очень многие психические процессы, лежащие как вне зрительной сферы (связанной с представлением букв), так и вне двигательной сферы (играющей роль в непосредственном осуществлении процесса письма). У каждого пишущего индивидуальны: анатомические и биомеханические факторы, относящиеся к движениям письменно-двигательного аппарата; характер протекания нервных процессов; психологические факторы, относящиеся к формированию зрительного образа (точность восприятия, запоминания, воспроизведения и т. п.).
За последние десятилетия, с учетом социально-экономических изменений, произошедших в нашей стране, выросли как минимум два новых поколения людей, психофизические характеристики которых отличаются от характеристик лиц, чьи почерки анализировались при создании существующих методик судебно-почерковедческой экспертизы. Социально-экономические изменения не могли не отразиться на формировании личности и, соответственно, на одном из его идентифицирующих комплексов – письменно-двигательном навыке.
В связи с вышеизложенным, в последние десятилетия среди почерков мужчин появились две различаемые группы почерков лиц, обучавшихся по старым и новым прописям.
Рис. 6. Образец почерка мужчины, обучавшегося по «старым» прописям (1937 г.)
Рис. 7. Образец почерка мужчины, обучавшегося по «новым» прописям (1968 г.)
Соответственно несколько изменились характеристики общих и частных признаков почерка (степени выработанности почерка; строения почерка и др.). С изменением конфигурации письменных знаков в новых прописях появились определенные сложности при обозначении частных признаков почерка.
Современный почерк характеризуется как средне- и высоковыработанный, простого строения (с элементами стилизации) или стилизованный. В теории судебно-почерковедческой идентификации понятие стилизованного почерка предполагает выполнение рукописного текста контролируемыми сознанием движениями (т. е. они являются вариантом измененного почерка). Поскольку стилизованный почерк у поколения молодых людей, обучающихся по новым прописям, стал вариантом скорописного письма, при проведении почерковедческого исследования необходимо уточнять возраст исполнителя и с учетом этого исследовать стилизованный почерк в одних случаях как измененный (лица старше 35 лет), а в других (при исследовании почерков молодых людей, рожденных в 70-е и более поздние годы) – как обычный вариант скорописного письма.
Изменения структуры современного почерка, основанного на новом рисунке прописей, не могли не внести и методических коррективов при использовании существующих математических (модельных) методик.
В связи с этим, не уменьшая значения работы по объективизации оценки результатов исследования почерка с помощью таблиц частоты встречаемости частных признаков и их идентификационной значимости, необходимо предупредить начинающих экспертов, что применение этой методики возможно лишь при исследовании почерков лиц, обучавшихся в период до 70-х годов (т. е. людей старше 35 лет). Это объясняется тем, что таблицы создавались на анализе почерков людей, обучавшихся по прописям, созданным в конце ХIХ в. и в 30-е годы ХХ в. Для объективизации оценки признаков современного почерка, т. е. почерка молодых людей от 35 лет и моложе (обучавшихся по прописям 1968 г.), необходимо создание новых таблиц частоты встречаемости частных признаков и их идентификационной значимости. Применение же разработанных экспертами Министерства юстиции таблиц частоты встречаемости признаков почерка при исследовании почерков лиц без учета возраста может привести к неправильной оценке значимости признаков и усложнить решение идентификационной задачи.