Смекни!
smekni.com

Библия

Г. П. Чистяков

В иудаизме и христианстве – собрание книг, составляющих Священное Писание (греч. Biblia – книги).

В традиции иудаизма Библия называется Танах. Это слово образовано из начальных букв трех частей, составляющих Священное Писание: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания, или Агиографы). Танах включает 50 книг, написанных на древнееврейском языке в период с XIII-XII вв. по II в. до н.э. Тора, или Пятикнижие, состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Невиим включает в себя книги Ранних Пророков – Иисус Навин, Судьи, 1-я и 2-я Самуила, 1-я и 2-я Царств (в Синодальном переводе последние четыре книги носят название 1–4 Царств), и Поздних Пророков – Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Ктувим включает в себя духовную поэзию (Псалмы и Плач Иеремии), любовную поэзию (Песнь Песней), книги Премудрости (Притчи, Иов и Екклесиаст), исторические книги (Руфь, 1-я и 2-я Паралипоменон, Есфирь, ездра и Неемия) и произведение апокалиптического жанра – книгу Даниила.

Канонизация книг Священного писания (признание и закрепление состава входящих в него книг) проходила в течение нескольких веков. Тора приобрела свой канонический вид в V в. до н. э., корпус пророческих книг сформировался к началу II в. до н. э. Состав агиографов был утвержден на собрании законоучителей в Явне в I в. н.э. Греческий перевод книг, входящих в состав Танаха (Септуагинта), был завершен к 100 г. до н.э.

Традиционный иудаизм рассматривает все книги библейского канона как священные и боговдохновенные, но Торе (Пятикнижию) все же приписывается исключительный статус: согласно ортодоксальному иудаизму, сам Бог открыл ее пророку Моисею на горе Синай. Каждое слово Торы считается истинным, хотя оно и может интерпретироваться различным образом. Современные методы библейской критики отвергаются ортодоксальным иудаизмом на том основании, что Тора священна и неприкосновенна. Однако неортодоксальные течения иудаизма – консервативный, реконструктивистский и реформистский – отвергают данную точку зрения и признают Пятикнижие Моисеево боговдохновенным, но все же написанным людьми.

В христианской традиции Библию составляют 50 книг иудейского канона, которые получили название Ветхий завет и являются ее первой частью, а также 27 книг, называемых Новым Заветом. В Новый Завет входят четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание (Послание Иакова, 2 Послания Петра, 3 Послания Иоанна, Послание Иуды и 14 Посланий Павла) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Написанию книг Нового Завета предшествовала длительная устная традиция. Записывая и обрабатывая устные рассказы, христиане приписывали их наиболее почитаемым ученикам Иисуса Христа или ученикам его учеников. За исключением нескольких подлинных Посланий Павла, книги Нового Завета написаны не теми лицами, которым их приписывает традиция. К наиболее ранним книгам Нового Завета относится Евангелие от Марка, написанное в Риме около 65 г. н.э., отдельные Послания Павла и Откровение Иоанна Богослова, созданное в 68–69 гг. н.э. К концу I в. н.э. относится создание остальных Евангелий, а на рубеже I-II вв. было написано большинство Посланий и Деяния Апостолов. Тексты книг Нового Завета написаны на греческом языке и известны в нескольких рукописных редакциях.

К концу IV в. канон христианской Библии уже окончательно сформировался и состав входящих в него книг был утвержден в 363 г. на Лаодикейском Соборе. В это же время были осуществлены переводы Библии и на другие языки, из которых наибольшую известность приобрела латинская Вульгата (404 г.).

Славянский перевод Библии впервые был осуществлен святыми Кириллом и Мефодием с греческого перевода (Септуагинты) в IX веке. Перевод книг Ветхого и Нового Завета на русский язык (современное синодальное издание) был завершен и опубликован в 1875 году.

***

Библия (греч. Biblia — книги), или Священное Писание — книга, включающая в себя написанные на др.-евр. языке книги иудейского канона, называемые христианами (вместе с несколькими т.н. книгами второго канона, дошедшими только в пер. на греч. или написанными по-греч.) Ветхим Заветом, и Новый Завет, состоящий из Евангелий, Деяний и Посланий апостолов (Петра, Иоанна, Иакова, Иуды и Павла) и Апокалипсиса.

Текст Ветхого Завета, который складывался в течение не менее чем тысячи лет и был завершен приблизительно во 2 в. до н.э., отличает разнообразие жанров и стиля, но в то же время особенное внутреннее единство, которое в изданиях Священного Писания традиционно выявляется путем указания параллельных мест. Практически все существенное в Б. повторяется два раза или более. При том, что Писание отличает строгий монотеизм, здесь отсутствует какое бы то ни было систематическое учение о Боге, но в поэтических формулах даются отдельные фрагменты того, что традиция называет библейским откровением.

Бог не дает человеку познать себя, но сам является ему и открывает свою волю. Главная тема всей Б. — Berit (др.-евр.), т.е. договор, или союз (традиционный перевод «завет» не вполне точен в новых переводах на англ. или фр. языки в этом случае обычно употребляется слово alliance), который заключает Бог как с отдельным человеком, так и со своим (богоизбранным) народом в целом. При этом, выделяя один народ из числа остальных, остающихся идолопоклонниками, Б. пронизывается мыслью о внутреннем единстве человечества. Так, генеалогия каждого из живущих на Земле людей возводится к Адаму, т.е. к одной супружеской паре и, следовательно, к общему корню, а обращаясь к Аврааму, Бог говорит о том, что «благословятся в нем все народы земли» (Быт 18,18). Заложенная в Ветхом Завете идея всемирности библейского союза Бога с его народом реализуется в Новом Завете. Иисус прямо говорит о том, что Царство Небесное уготовано тем, кто придет с востока и запада, т.е. язычникам.

Др. тема, проходящая через Б. красной нитью, связана с тем, что Бог призывает человека к верности и являет ему свою верность. В то же время необходимо иметь в виду, что библейская этика основана не на абстрактной этической норме, но на личных отношениях Бога и человека. Как Декалог, или Десятисловие (десять заповедей), так и остальные тексты этического содержания прямо обращены к адресату, с которым Бог говорит на «ты», им присущ характер императива, или призыва, адресованного конкретному человеку, к которому Бог обращается через библейский текст: «Почитай отца и мать... не убивай, не прелюбодействуй» и т.п. Т.о., само чтение Писания для верующего становится своего рода богоявлением, сопоставимым с явлением Бога Моисею в неопалимой купине. Этика Нового Завета не носит черты простого призыва, а зачастую ориентирует человека на недостижимый, но четко определяющий направление его духовного пути идеал. Так, в Нагорной проповеди Иисус, призывая людей к миру друг с другом и к полному отказу от всякого гнева в любой его форме, говорит: «Всякий гневающийся на брата своего подлежит суду» (Мф 5, 22). Средневековому читателю этот призыв казался настолько нереальным, что в греч. рукописях 7—8 вв. в него было добавлено слово «напрасно», превратившее парадоксальную заповедь Иисуса в простой запрет гневаться напрасно. Множество библейских текстов ориентируют читателя не на внешнее благочестие, но на внутреннюю связь человека с Богом. Эта одна из основных тем книги пророка Исайи из Ветхого Завета переходит в Новый Завет, где становится одним из главных его тезисов. Вся этика Нового Завета (как и последних по времени написания книг Ветхого Завета) базируется на эсхатологическом характере учения Иисуса и его ближайших учеников. Именно с напряженным ожиданием конца истории связано то место, которое Новый Завет отводит личной ответственности каждого за свои действия.

Эксплицитно учение о Боге как о Троице в Б. не сформулировано, однако Бога Иисус постоянно называет Отцом, а сам именуется «единородным» и «возлюбленным» Сыном Божиим, а у апостола Павла говорится, что он есть «образ Бога невидимого», в котором «полнота Божества пребывает телесно» (Кол 1,15

2,9). Пневматология Нового Завета основывается гл. обр. на Евангелии от Иоанна, где сам Иисус говорит о Духе Святом: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин 14,16). Все христианское богословие, как святоотеческое, так и позднейшего времени, как бы далеко оно порой ни уходило от Писания, по своей сути представляет собой только комментарий к библейскому тексту (у православных, католиков и др. — на основе той устной памяти церкви, которая именуется Священным Преданием, у протестантов — на базе одного только текста Писания).