Смекни!
smekni.com

Габриэль Маркес

Алекс Громов

Один из создателей магического реализма

Габриэль Гарсия Маркес появился на свет то ли в 1927, то ли в 1928 году, бумаг тех лет не сохранилось, а очевидцы давно умерли или уже страдают застарелым склерозом.

Место рождения – «сраный городишко» (это собственные слова темпераментного Маркеса!) Аракатаки, расположенный в забытой богом колумбийской провинции, где все знают обо всех все, и нет ни приличной работы, ни денег.

Его воспитывал дед - отставной полковник местной армии, но не обычный «вояка-полкан», а настоящий романтик, давным-давно сбежавший из столицы после того, как из-за женщины убил на дуэли человека.

Он-то и стал впоследствии одним из колоритнейших персонажей знаменитого романа Маркеса – «Сто дней одиночества».

После окончания школы и национального лицея (в котором преподавали суровые иезуиты, воспитавшие и обучившие практически всех знаменитых людей Латинской Америки!)) Маркеса отправили в университет, на факультет права - из непоседливого и темпераментного юноши явно не вышло бы ни образцового военного, ни сметливого коммерсанта. Решили сделать из него юриста.

Но неугомонный Маркес вместо того, чтобы прилежно записывать лекции, бродит по столичным барам, кофейням и редакциям, где вскоре и появляются его первые статьи. И радостный Маркес бросает, разумеется, так и недоучившись опостылевший университет и с головой уходит в журналистику, буквально дня и ночуя в редакциях. Получается все, кроме денег - быть журналистом, даже хорошим – тогда означало почти тоже самое, что быть6 нищим.

Но вскоре свершается чудо – Маркес находит девушку своей мечты, Мерседес, разделившую с ним всю его дальнейшую жизнь. Именно ей он потом посвятит самые лучшие страницы описания женщин в своих романах.

А вскоре Маркес «почти случайно» становится известным на всю страну репортером – «разгребателем грязи». В 1955 году одна из местных газет начинает печатать написанное им расследование гибели колумбийского судна «Эспектадор». Единственный выживший моряк поведал Маркесу все подробности трагедии и.получившийся материал публиковали две недели подряд, из номер в номер, со всеми фактами и ужасами произошедшей трагедии. Каждый день многотысячная толпа расхватывала газеты, а скандального журналиста, взбудоражившего общественное мнение, просто отправили в командировку в Италию.

Но из Рима вместо возвращения домой Маркес отправился в Женеву, потом - в Венгрию, Польшу и СССР, заодно заработав денег, написав даже отдельную брошюру о своем путешествии - «90 дней за Железным Занавесом».

Отправившись в Париж, Маркес «невольно влип в историю» - на его родине случился очередной военный переворот и опальный журналист поневоле стал никому ненужным политэмигрантом, часто ночуя в неотапливаемых мансардах Латинского квартала и зарабатывал тем, что собирал и сдавал пустые бутылки.

Вырвавшись из Парижа, он отправляется в соседнею Венесуэлу, и нелегально перейдя границу, забирает свою невесту Мерседес.

Когда на Кубе к власти пришел Фидель Кастро, то «либеральный» Маркес становиться в Нью-Йорке руководителем информационного бюро революционной Кубы, а потом, бросив все, уезжает с семьей в Мексику.

Здесь и рождаются знаменитые «Сто дней одиночества» (13 тысяч страниц текста, 10 тысяч долларов долга и ни одного наличного доллара!), в которых Маркес причудливо описал и город своего детства, и семью, и свою любовь Мерседес. А дальше начинается сказка – восемь тысяч первого издания бесследно исчезли в Мехико за неделю. Книгу перепечатывают снова и снова, и вскоре роман становится мировым бестселлером.

Год 1982-й - Маркесу присуждается Нобелевская премия по литературе. Он с семьей «кочует» между любимыми городами – Мехико и Боготой. В 1999 году ему поставили страшный диагноз – рак.

Маркеса часто обвиняли и в плагиате, и в коньюктурности, к любви к славе, и «неслучайной» дружбе с «сильными мира сего».

Но даже если в этом есть хоть крупица правды – то все равно «это» не мешает быть его книгам гениальными.

Интерес и к нему самому не ослабевает – когда вышел первый том его мемуаров – «Жить, чтобы рассказать» (рассказ о первых тридцати годах его жизни), то в одной только родной Колумбии, где не все любят читать даже газеты, было продано больше одного миллиона экземпляров.

Дом Маркеса, расположенный в Боготе, окружен четырехметровым забором, а машины из его гаража – бронированы.