Алекс Громов
Великий индейский повстанец
До нас дошло оставленное анонимным хронистом 18-го века описание облика Тупака – «В его лице было что-то величественное – суровое от природы, оно редко освещалось улыбкой. Казалось, душа его постоянно пребывала в самосозерцании, вечно занятая великими помыслами.»
Он родился в 1738 году в селении Суримана. Вице-королевство Перу, одно из богатейших в Южной Америке, беспощадно эксплуатировало индейцев – для любого вида деятельности, признанного местной властью «полезным государству и королевской казне», использовался принудительный труд индейцев.
Особенно тяжкие условия были в обрахе, местных примитивных ткацских мастерских и на горных промыслах. Но самым страшным для индейцев была каторжная повинность на разработке драгоценных металлов.
К тому времени в Перу насчитывалось по переписи всего миллион триста тысяч жителей, причем из них только немногим больше ста тысяч (10 с небольшим процентов!) были европейцами или креолами.
В это время Испания вела долгие и разорительные войны в Европе и со своих колоний постоянно требовала новых и новых доходов.
И вот в 1779 году был увеличен налог на вино и введены другие пошлины, во многих разоренных поборами провинциях Перу начались стихийные вооруженные бунты и мятежи.
Вскоре нашелся и предводитель – им стал отважный индейский вождь Хосе Габриэль Кондорканки, которого в память о его далеком предке, правителе последнего независимого государства инков на территории Перу, Тупаке Амару, будут звать – Тупак Амару Второй. Но в Истории Перу он останется просто легендарным Тупаком Амару, «затмив» подвигами и решительностью забытого предка.
Тупак начал с того, что арестовал и казнил – властью короля Испании, которую ему никто не давал (дипломатия ), ненавистного Арриагу – местного королевского чиновника, повинного в жестокости и насилиях. Захватив королевскую казну и склады, он быстро сформировал армию из шести тысяч добровольцев (правда, только три из них были вооружены мушкетами, а остальные – пиками и пращями) и стал повсюду рассылать свои воззвания, призывая уничтожать королевских чиновников от .имени испанского же короля. Это был бунт «против плохих законов и людей, но не против законной власти».
Так сочеталось «моральное давление» (все по приказу короля!) и угроза физической расправы с противниками.
Были разгромлены карательные отряды испанцев, восстали 24 провинции, а армия Тупака достигла численности в 90 тысяч человек.
Потом началась осада Куско. Богатые креолы, живущие в Куско, на поддержку которых расчитывал Тупак, выжидали. И Куско, в котором был лишь небольшой испанский гарнизон, устоял перед войском Тупака - лишь благодаря усилиям других индейцев, оставшихся верными испанцам.
Осаду с города пришлось снять и Тупак отступил. Через четыре месяца, окруженный превосходящими силами противника, он принял последний бой. А 7 апреля 1781 года, после поражения своей армии, он был схвачен мулатами, рассчитывающих получить обещанные за него двадцать тысяч песо.
Восстание продержалось всего пять месяцев.
Потом начались допросы – испанцы хотели знать, кто еще из индейской знати и креолов был с ним в заговоре, его пытали, но так ничего и не добились.
15 мая 1781 года был подписан приговор, обрекавший на мучительную казнь.
Через три дня на главной площади Куско Тупака Амару привязали за руки и за ноги к седлам четырех лошадей и погнали лошадей в разные стороны.
«В это время поднялся такой порыв ветра и ливень, что все люди и стража поспешно разбежались. Индейцы говорят, что сам небо и силы природы оплакивают смерть Инки.»v
Это было самое грандиозное индейское восстание за всю историю Латинской Америки.
После смерти Тупак Амару стал в Перу легендой и символом свободы.