Алекс Громов
Диктатор, политик, человек
Пиночет – это один из символов Латинской Америки конца 20-го века, человек, на которого до сих пор принято «вешать» самые разные ярлыки.
До того самого 1973 года его биография довольно проста и скудна событиями. Родился в 1915 году в портовом городе, в семье таможенника, предки отца – французы. Потомственный католик.
В юности выбрал военную карьеру, соответственно – военное училище, потом - пехота, гарнизоны, скука. Чтобы не спиться, много читает и, чтобы продвинуться «наверх», снова отправляется учиться – теперь уже в военную академию.
Новые звездочки на погонах, новые назначения. Одно из них ему потом припомнят все недруги – пришлось Пиночету быть начальником одного концлагеря (ну и что – у нас впервые концлагеря предложил Ленин!).
Потом – уважаемый профессор в военной академии, появляются даже публикации Аугусто Пиночета, посвященные геополитике, военной истории, и научные труды по географии.
Единственное «темное пятно» тех лет – это учеба в США. Говорили о том, что он не только окончил одну из школ бизнеса, но и уже тогда, в 50-е годы был заблаговременно завербован ЦРУ.
Так Пиночет и служил – «потихоньку», без особых подвигов и популярности – а откуда им взяться, если харизма не та (скорее – «серенькой мышки»), и никакой войны нет.
Поэтому и призвал его в 1973 году президент Альенде – ведь за пару месяцев до того рокового сентября в стране произошел еще один путч, правда, неудачный, и теперь во главе армии был нужен «человек без амбиций». Пусть звезд с неба не хватает, зато в политику не лезет.
Именно таким человеком до 11 сентября 1973 года все и представляли Аугусто Пиночета. И как все ошиблись.
В стране в то время надвигался финансовый кризис и Пиночет решил стать спасителем отчества. В начале это слишком походило на работу палача – вместе с законным президентом Альенде были убиты 2278 соратника (по официальным данным), а еще несколько тысяч попали в концлагеря. Для маленькой страны с небольшим населением это было немало.
Пиночет сначала верховным главой нации, а потом и президентом. Но после того, как он расправился со своими противниками, начался неожиданный поворот в экономический либерализм.
Диктатор действительно решил поднять страну – для этого быстренько были приглашены «чикагские мальчики», и началась приватизация (не российская!), свобода внешнеэкономических связей, «нормальные» цены в магазинах, и вообще неплохая жизнь, куда лучше, чем при Альенде.
А Пиночет, добившийся этого, стал постепенно отходить от власти. Кстати, в отличие от всех традиционных латиноамериканских диктаторов, предлагающих своим оппонентом только тюрьму или смерть, Пиночет уже через пять лет после своего переворота объявил закон о политической амнистии (правда, сколько к тому времени уцелело противников – отдельный вопрос).
А через два года он выиграл референдум по конституции, и соответственно, выборы. Честно или нет – кто теперь разберется.
Но когда через восемь лет он все же проиграл, то не стал устраивать новый переворот, а стал постепенно отказываться от своих постов.
Пиночет не стал национальным героем Чили, слишком много осталось тех, чьи родные погибли, исчезли бесследно. Но он и не был стандартным латиноамериканским диктатором, готовым на все ради самой власти.
К нему вполне применима фраза - «консерваторы за прогресс».
Кстати, сам он принципиально не пользуется компьютером, и уже десятилетия не пьет и не курит, не любит людей с серьгой в ухе.
Может быть, только через пару десятилетий, когда улягутся последние страсти, будет понятен этот суровый латиноамериканский генерал-диктатор, все-таки добровольно ушедший в отставку.