Общий характер положения Цезаря был таков, как если бы он был лишь первый среди равных, но раболепный сенат делал со своей стороны все, чтобы придать этому первенству его настоящее значение. Поднесши ему почетный титул отца Рима, он позволил ему постоянно носить пурпурное платье триумфатора и иметь на голове венок из лавровых листьев. Он окружил его гвардией из знатнейших юношей, объявил его особу неприкосновенной и поклялся поголовно беречь его жизнь с риском собственной. Его сенаторское кресло было поставлено между креслами консулов на небольшом возвышении; его статуя из слоновой кости была поставлена в Капитолийском храме Юпитера среди изображения богов, а другая статуя, из бронзы, изображавшая его на шаре, была помещена в храме Квирина с надписью: «Непобедимому божеству». Месяц, в который он родился, был в честь его переименован из Квинтилия в июль, а на золотых монетах Рима появился его профиль — обычай, существовавший раньше лишь на азиатском Востоке.
Ярость оппозиции при виде действий Цезаря не знала границ, и, убежденная в сочувствии народа, она решилась на заговор. В нем приняло участие до 60 человек, большинство из них оказались помпеянскими дезертирами, прощенными Цезарем. Таковы были, например, К. Требоний, П. Каска, Д. Брут и многие другие. При чем все они были чем-либо обязаны диктатору, и больше всех сами вожди К. Кассий Лонгин и М. Юний Брут. Последний пользовался особым доверием Цезаря. Стоик и ростовщик, он не отличался силой характера и был вовлечен в заговор Кассием скорее из-за тщеславия, чем в силу республиканских убеждений.
Слух о готовящемся покушении дошел до Цезаря: прорицатели предостерегали его на 15 марта, но самоуверенный диктатор не обратил на это внимание. Утром рокового дня за Цезарем зашел Д. Брут, чтобы сопровождать его в сенат. Цезарь вошел в сенат и занял свое обычное место. Немедленно вокруг него собрались заговорщики, и подкравшийся сзади Каска нанес ему кинжалом первый удар. Заметив среди нападавших лицо своего любимца Брута, Цезарь успел лишь с укором воскликнуть: «И ты, Брут?» — и, закрыв голову тогой, сделал несколько шагов и упал бездыханный у подножия Помпеевой статуи, пронзенный 23 ударами.
Через 15 лет, после кровавых междоусобиц, Август окончательно установил монархию на тех же началах, что и его дядя, и с тех пор «цезаризм» стал живым принципом в государственной жизни человечества. Через Карла Великого он перешел в Западную Европу, где носителями его были германские императоры средних веков и оба Наполеона, а через Восточную Римскую империю, или Византию, он проник в Россию, где Иоанн III приставил к собственному орлу и орла римского, а его внук Иоанн IV Грозный принял титул царя, т. е. цезаря.