C. Мокульский
Парини Джузеппе (Giuseppe Parini, 1729—1799) — итальянский поэт-сатирик. Р. в Ломбардии в семье мелкого торговца. Образование получил в Милане. Был аббатом (с 1754) и домашним учителем. Сильно нуждался. В 1768 стал редактором «Миланской газеты». С 1769 П. — профессор «красноречия и изящных искусств» в Милане, а с 1773 — в Брере, где читал курс «Общие основы изящных искусств», который он выпустил в свет в двух книгах.
В 1752 П. дебютировал сборником галантных анакреонтических стихов, вслед за тем обратился к сочинению од буржуазно-моралистического содержания, в которых затрагивал различные социально-бытовые вопросы, воспевал прогресс и цивилизацию, протестовал против сословного неравенства, проповедывал милосердие и сострадание к жертвам современного социального строя. С 1757 по 1795 Парини написал 21 оду, которые все, при большой идейной насыщенности, отличались необычайной мелодичностью, разнообразием метров и ритмов, яркостью образов, мастерской отделкой формы.
В 1760 П. начал свое главное произведение — знаменитую сатирическую поэму «День» (Il giorno) в четырех частях, из коих опубликовал только первые две: «Утро» (Il mattino, 1763) и «Полдень» (Il mezzogiorno, 1765). Остальные две части — «Вечер» (Il vespro) и «Ночь» (La notte) — остались незаконченными и были напечатаны только после смерти П. Поэма, написанная 11-сложным белым стихом, описывает день жизни молодого миланского аристократа в форме мнимосерьезного, на самом же деле иронического обучения его искусству жить. В качестве сатирика и дидактика П. был связан с традициями дидактической поэмы XVI в. (Ручеллаи, Аламанни), возрожденной в начале XVIII в. Спольверини. П. испытал на себе влияние латинского поэта-сатирика Лукезини (конец XVII века) и сатирических поэм Пассерони («Cicerone», 1755) и Роберти («La moda»). Однако от всех своих предшественников П. отличается социальной остротой своей сатиры, которая у него направлена против паразитической ломбардской знати.
Эта сатирическая установка пронизывает и описательные части поэмы, не оставляющие без внимания ни одной детали аристократического быта, и многочисленные авторские отступления обличительного характера, в которых язвительная ирония то и дело сменяется гневным негодованием плебея по адресу выродившегося дворянства, живущего за счет обираемого им трудолюбивого голодного народа. Но, обличая деградацию феодальной знати, Парини не сочувствует и более жизнеспособным слоям дворянства, перестраивающимся на капиталистический лад. Ни в чем не сказывается так ясно мелкобуржуазный демократизм Парини с сильным душком «народничества», как в его ненависти к крепнувшему капитализму, в котором он видел главную причину обеднения народных масс. Забота о благе народном приводит П. в его оде «Буря» (Tempesta) к утопически-реакционным мечтам об уничтожении всякой торговли и всякого судостроения.
Таков своеобразный сплав революционных и реакционных настроений в противоречивой мелкобуржуазной идеологии П. Наличие в ней сатиры, направленной против итальянской аристократии, делало его поэзию приемлемой для хозяйничавших в Ломбардии австрийских властей, усмотревших например в «Дне» приятный для них урок итальянской знати, фрондировавшей против правительства Марии-Терезии. Отсюда и парадоксальное на первый взгляд покровительство поэту-разночинцу венского двора, которому верой и правдой служил П., видя в «просвещенном абсолютизме» Марии-Терезии и Иосифа II надежного союзника в его борьбе против феодальной знати и деляг зародившегося капитализма.
Такими же противоречиями отмечено и отношение П. к вспыхнувшей во Франции и перекинувшейся в Италию буржуазной революции. Когда республиканские войска Бонапарта вошли в 1796 в Ломбардию, 60-летний П. с восторгом приветствовал зарю итальянской свободы. Однако поступательное движение революции от буржуазного либерализма к диктатуре якобинских масс скоро испугало П., обнаружило его политическую умеренность, отрицательное отношение к террору, приверженность к религии и церкви. Последние стихи П. пронизаны горячим патриотизмом, страстной ненавистью к хозяйничавшим в Италии иноземцам. Этот патриотизм П. в сочетании с его народолюбием сделали его объектом поклонения со стороны деятелей итальянского национально-освободительного движения первой половины XIX в.
В России сатирическая поэма П. пользовалась большой известностью в 20-х и 30-х гг. XIX в. В 1824 кн. В. Ф. Одоевский рекомендовал ее вниманию русских переводчиков, а в 1830 П. А. Катенин с похвалой отзывался о П., «мастерскими стихами написавшем против большого света поэму». Несомненно также знакомство Пушкина с поэмой Парини, отзвуки которой можно найти в первой главе «Евгения Онегина».
Список литературы
I. ЛучшиеизданияПариниворигинале: Il giorno commentato da G. Perretti, 2-a ed., Roma, 1925
Prose, a cura di E. Bellorini, 2 vv., Bari, 1913—1915
Poesie, 2 vv., Bari, 1929
Tutte le opere edite e inedite di G. Parini, raccolte in un vol. a cura di G. Mazzoni, Firenze, 1926.
II. Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. 1. Литература эпохи объединения Италии, М., 1916
Оветт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922
Carducci G., Studi su G. Parini: Il Parini minore (Opere, vol. XIII), Bologna, 1903
Carducci G., Studi su G. Parini: Il Parini maggiore (ib., v. XIV), Bologna, 1907
Bellorini E., La vita e le opere di G. Parini, 2-a ed., Livorno, 1926
Bertana E., Saggi pariniani, Aquila, 1926
Bertacchi G., Il Giorno di G. Parini, Padova, 1927
Mazzoni G., Giuseppe Parini disegnato e studiato, Firenze, 1929
Arcari P., Parini, Milano, 1929
Ottolini A., Parini, Milano, 1929
Petrini D., La poesia e l’arte di G. Parini, Bari, 1930
Natali G., G. Parini, Firenze, 1932
Spongano R., La poetica del Sensismo e la poesia del Parini, Messina, 1933.
III. Valmaggi L., Rassegna di studii pariniani, «Giornale storico della letteratura italiana», v. LXVIII, 1916
Bustico G., Bibliografia di G. Parini, Firenze, 1929.