Смекни!
smekni.com

Федор Панферов (стр. 2 из 2)

Сильная и слабая стороны П. сказываются в трактовке им образов героев. Один из лучших запоминающихся образов романа — бедняк Шленка. Но большей яркостью обладает этот образ именно в тех сценах, в которых П. заостряет свойства собственнической психики Шленки. Шленка-подкулачник позднее становится на сторону артельщиков. В условиях введенной Огневым «едоцкой» системы хозяйства Шленка бездеятелен, занимается мелким воровством, заботится лишь о пропитании. Шленка позднее неожиданно для читателя делается секретарем райкома — это превращение не обосновано в романе и не убеждает читателя.

Колоритен образ Никиты Гурьянова. Никита Гурьянов потому так и удался П., что в этом образе писатель синтезировал свойства собственника. Радость Гурьянова, приумножение собственности передается П. не публицистическими приемами, а конкретно, фактами, положениями. В то время как в действительности середняк решительно встал на сторону колхозов, Панферов продолжает интересоваться игрою собственнических инстинктов Гурьянова, особенно акцентирует все то, что отталкивает Гурьянова от коллективного хозяйства.

Главный герой романа Кирилл Ждаркин проходит сложный путь развития, типичный для масс трудящегося крестьянства, поднятых социалистической революцией. П. акцентирует противоречивость Ждаркина: в его трактовке прослежен тот же мотив, характерный и для всего произведения в целом, — мотив власти собственнических инстинктов, вносящих искривления, срывы в практику и сознание коммуниста.

Уже в первой книге «Брусков» П. заостряет противоречия. С одной стороны, Ждаркин — активный боец гражданской войны, с другой — он ревностный защитник индивидуального хозяйства, накопления, перестающий в силу этого быть политическим противником кулака. Ждаркин переживает крушение и уходит в город. Этот новый этап развития Ждаркина художественно не развит. Панферов отказывается от задачи показать существо перемен, испытанных его героем, представляет его в середине второй книги завершенным, хотя рецидивы настроений мелкого собственника звучат у Ждаркина и дальше. Ждаркин становится у П. руководителем артели, с его именем связана реорганизация коммуны в артель, смена потребительной системы сдельщиной.

Реалистически показывая трудный, но вместе с тем неизменно положительный по результатам путь развития Ждаркина, П. однако не избегает излишней утрировки в Ждаркине ряда черт. Прежде всего Кирилл, представленный сильным, энергичным человеком, в ряде случаев делается единственным проводником правильной хозяйственно-политической линии в деревне. П. создал запечатлевающиеся картины, показал ограниченность крестьянина, но значительно слабее раскрыл настроения передового крестьянства. Не случайно Николай Пырякин, Давыдка уступают такому образу, как Никита Гурьянов. Не сумев столь же полно раскрыть и индивидуализировать передовые элементы деревни, П. тем самым дал неправильную интерпретацию взаимоотношений Ждаркина с массой, представил Ждаркина стоящим в ряде случаев над массой, по своему усмотрению управляющим ею (кн. III). Культ одного героя — причем и в этом герое выделяется его физическая мощь и неустрашимость — свойственен П. Типический в ряде своих поступков, в общем направлении своего развития Ждаркин страдает ходульностью и особенно в третьей книге получает очертания легендарного героя.

В соответствии с общей линией романа П. и на проблеме семьи раскрывает характерные черты уклада деревенской жизни. Жена Чухлява Клуня за всю свою долгую совместную жизнь с мужем не имела радости, была принуждена жить настороженной жизнью, отличалась собачьей безропотностью, преданностью хозяину накопленных и награбленных богатств. Зато Груша, жена Степана Огнева, хотя и жила в условиях кабального, изнурительного труда, но сохранила человечность, проникнута стремлением к лучшей жизни для всех. Но в «любовном» сюжете «Брусков» женщина дана главным образом со стороны физиологической, игры чувств и инстинктов пола. Лишь из авторских ремарок да из прямых выводов об итогах пути Стеши Огневой, напр. по третьей книге «Брусков», узнает читатель, что женщине принадлежит в колхозе достаточно важная роль. Если биологич. порывы Яшки Чухлява, Кирилла Ждаркина получают у П. социальное объяснение и оправдание, то порывы, составляющие главную особенность жизни женщин, не объяснены. Изображение любовных перипетий ослабляет в свою очередь развитие сюжета.

Пейзаж в романе играет большую роль. Картины природы у П. являются как бы прелюдиями к надвигающимся событиям. Начало первой книги «Брусков» обнаруживает эту функцию пейзажа. Ледоход, пробирающийся по льдинам, рискующий жизнью Степан Огнев — этот зачин как бы составляет увертюру к событиям «Брусков». Стиль «Брусков» неровен: повествование отличается подчас излишней детализацией, сообщающей сухость изложению, но есть у П. и попытка расцветить повествование сравнениями, метафорами, причем эти сравнения локальны, материальны и даже натуралистичны: напр. «Земля томилась, как баба, вышедшая из горячей курной бани» (кн. III), «Солнце, словно рыжая корова пестрого теленка, облизало землю» (кн. I). Грязь чавкает под ногами, «точно голодный пес мясо», мысли «мялись глиной», «пальцы — маленькая истресканная морковка».

Слабая и сильная стороны панферовского творчества — трезвая критика узости прошлого уклада жизни и одновременно преувеличение мужицкой силы, неумение показать новое не только в форме отрицания прошлого уклада, но и в прямом, непосредственно художественном изображении его — находят свое отражение и на языковом строе произведения. П. умеет через диалог раскрыть характерные свойства действующего лица. Но вместе с тем яз. своих героев П. делает подчас и авторским языком. Слова искусственные, порождаемые отсталым характером жизни, П. узаконяет как Литературную речь, настойчиво повторяя их. Таковы пресловутые новообразования «скукожился», «базынить» и другие. Выступление М. Горького обнажило и дало исчерпывающую критику этого недостатка творчества П.

«Бруски» переведены на немецкий, французский, английский, итальянский, испанский, финский и китайский языки. Первая и вторая книги выдержали 21 издание, третья книга — 4 издания.

Список литературы

I. Пахом, Пьеса, Саратов, 1920

Дети земли, Пьеса, Саратов, 1922

Мужики, Пьеса, изд. «Молодая гвардия», М. — Л., 1924

Урод, Пьеса, изд. «Красная новь», М., 1924

Бунт земли, Драма, Гиз, М. — Л., 1926

Огневцы, Четыре очерка, изд. «Московский рабочий», М. — Л., 1926

Береговая быль, Очерк, изд. «Крестьянская газета», М., 1926

От деревенских полей, Очерки современной деревни, Гиз, М. — Л., 1926

На реке Цне, Очерки, изд. «Крестьянская газета», М., 1927

В предутреннюю рань, Очерки, изд. «Московский рабочий», М., 1927

Развал, Пьеса, Гиз, М. — Л., 1928

Почему в одной коммуне лучше, а в другой хуже, Очерки, изд. «Крестьянская газета», М., 1928

Бруски, Роман, кн. I, изд. «Московский рабочий», М., 1928, и др. изд.

Бруски, Роман, кн. II, изд. «Московский рабочий», М., 1930, и др. изд.

За продуманную и четкую сдельщину, изд. «Московский рабочий», М., 1930 (в соавторстве с В. Дубровиным)

Почему плохо живется в Якшинской коммуне, изд. «Московский рабочий», М., 1931

Твердой поступью, Роман (3-я кн. «Брусков»), изд. «Советская литература», М., 1933, и др. изд.

ряд статей и очерков в журн. и газетах

Автобиография Панферова в кн. «Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи», ред. А. Ревякина, ГИХЛ, М., 1931.

II. Луначарский А., Что пишут о деревне, «Правда», 1928, № 145, 24 июня

Незнамов П., Деревня красивого оперения, сб. «Литература факта», М., 1929

Исбах А., О живом человеке нашей деревни, «На литературном посту», 1928, № 9

Его же, Лицо классового врага в деревне по «Брускам» Панферова, там же, 1928, № 18

Его же, Заметки о второй книге, «Литературная газета», 1930, № 38

Лежнев А., Два молодых (о Панферове и Слетове), «Новый мир», 1928, № 8

Полонский Вяч., Октябрь и художественная литература, «Известия», 1928, 7 ноября

Машбиц-Веров И., О творчестве Ф. Панферова и о крестьянском стиле литературы, «На литературном посту», 1929, № 15

Авербах Л., Беседа на литературные темы, «Известия», 1929, 17 ноября

Друзин В., Путь крестьянской прозы, «На литературном посту», 1929, № 15

Тоом Л., Кулак и бедняк в литературе,

сб. статей «На крутом переломе», М., 1930

Храпченко М., Творческий метод и «Бруски» Панферова, «Литературная газета», 1930, № 42, 19 сент.

Гельфанд М., Заметки о «Брусках», сб. «Борьба за метод», М., 1931

Диспут о романе Ф. Панферова «Бруски» на собрании кружков МАПП 18/IX, 1930, «Октябрь», 1930, № 12

Мазнин Д., Творческий метод Панферова, сб. «Борьба за метод», М., 1931

Его же, К вопросу о творческом размежевании (о Фадееве и Панферове), «Пролетарская литература», 1931, № 4

Селивановский А., «Бруски», «На литературном посту», 1930, № 15—16

Машбиц-Веров И., Творчество Панферова, в сб. «Писатели и современность», М., 1931

Васильковский Г., О третьей книге «Брусков» Ф. Панферова, «Литературный критик», 1933, № 4

Нович И., В поисках радости, «Октябрь», 1933, № 8

Плиско Н., Радость миллионов, «Художественная литература», 1933, № 9

Рожков П., О социалистическом реализме, «Новый мир», 1933, № 9

РезниковБ., Новые люди колхозной деревни (о третьей книге «Брусков»), «Правда», 13/1 1934

Гречишников Вл., Творчество Панферова, ГИХЛ, (М.), 1934 (здесь же обширная библиография).