А. Смирнов
Ренье Анри, де (Henri de Régnier, 1864—) — французский поэт и романист. Р. в семье мелкого чиновника. Окончив юридический факультет, собирался стать дипломатом, но, увлекшись поэзией, целиком посвятил себя литературной деятельности. С 1911 — член Французской академии.
Р. дебютировал как поэт, примкнув к группе символистов. Особенно сильное влияние испытал он вначале со стороны Малларме . Однако вскоре он занял в этой группировке довольно умеренную позицию, чуждаясь туманной вычурности, «магических формул» и других крайностей символизма. Почти с самого начала стихи Р. обнаружили его стремление к ясности и естественной пластичности образов. В предисловии к первому сборнику своих стихов «Les lendemains» (На завтра, 1885) Р. определяет свою задачу как «воскрешение прошлого, увековечение его мимолетных минут». Р. широко усвоил восходящую к Бодлеру идею «соответствий», существующих между вещами или рядами явлений жизни и природы. Но соответствия эти не имеют для него «таинственного» смысла и не уводят в какой-то «запредельный» мир, а имеют чувственно-материальный характер.
С 1900 Р. все более переходит к прозе. За самыми ранними рассказами его, выдержанными еще в символической манере и вошедшими в сборник «La canne de jaspe» (Яшмовая трость, 1897), последовал ряд романов. Вся поэзия Ренье, как и позднейшая его проза, проникнута ретроспективным эстетизмом и гедонизмом, окрашенным «сладкой меланхолией».
В своих произведениях Р. выступает как импрессионист с крайне незначительными элементами реализма. Основная тема его — любовь, для которой окружающая обстановка служит лишь декоративным и создающим настроение фоном. Герои Р. — обычно весьма состоятельные, праздные люди, часто без всякой профессии, все заботы и стремления которых относятся к области сердечных переживаний, подробнейшим образом анализируемых Ренье при полном отрыве их от окружающей жизненной обстановки. Холодный наблюдатель игры страстей в человеческом сердце, он считает, что назначение человека в том, чтобы наслаждаться мимолетными чувственными радостями жизни — грезить, любить, страдать и гибнуть, не задаваясь вопросом о причинах и смысле происходящего с ним. Его герои целиком отдаются пассивному созерцанию и самоанализу. Этот последовательный аморализм (связанный с эпикурейской безрелигиозностью) и фатализм выражаются в полном обходе Ренье всяких социальных и нравственных проблем.
Цель искусства для Р. — занимательность и развлечение. Он достигает этого не сложной фабулой или живым действием, а психологическими тонкостями, «причудливым» и «своеобразным». Поэтому он чрезвычайно любит изображать всякого рода чудаков и маниаков. Все изображаемое им крайне опоэтизировано: бытовые подробности обходятся, уродливое подается в плане пикантного гротеска, эротика (иногда очень острая) «изящно завуалирована». Ренье — выдающийся стилист, мастер характеристик и описаний. Но это искусство его, по указанным причинам, необыкновенно ограничено.
Несмотря на показную аполитичность Р. и его равнодушие к общественным вопросам, классовые позиции его очевидны. Низшие классы общества у него совершенно не фигурируют. Он исполнен также «великолепного» презрения к буржуазному строю жизни и к «мещанской» психологии. Положительные образы его почти сплошь принадлежат к аристократии, ведущей паразитарное существование. Однако заключить из этого о чисто феодальной идеологии Ренье было бы неправильно. В группе своих исторических романов, посвященных французским XVII и XVIII вв. (эпоха, отлично изученная Р.), он ярко вскрывает все гнетущее беззаконие и бесчеловечность старого режима — «Le bon plaisir» (По прихоти короля, 1902), «Les rencontres de M. de Bréot» (Встречи г-на де Брео, 1904), «La pécheresse» (Грешница, 1920). A в романах из современной жизни у него часто изображены в комическом или прямо отталкивающем виде старые аристократические замашки, смешные в наше время — «Les vacances d’un jeune homme sage» (Каникулы скромного молодого человека, 1903), «Le mariage de minuit» (Полуночная свадьба, 1903), «Le divertissement provincial» (Провинциальное развлечение, 1925). Р. — идеолог тех слоев буржуазии, которые, оторвавшись от жизни и чувствуя свою обреченность, ищут утешения в бесперспективном и индиферентном ко всему гедонизме.
За последние 10 лет творчество Р. совершенно иссякло. Им было выпущено лишь несколько книжек импрессионистических и довольно бесцветных характеристик и воспоминаний («Nos rencontres», 1931, «De mon temps», 1933, и т. д.).
Список литературы
I. «Œuvres» Ренье выходят в 1913 в изд-ве «Mercure de France», в 1931 вышел 7-й т. «Œuvre romanesque», 1-re série, 6 vv., вышло в 1929 в изд-ве «Trianon». Кроме указанного в тексте: Poèmes anciens et romanesques, 1890
Les jeux rustiques et divins, 1897
Les médailles d’argile, 1900
Les amants singuliers, 1901
La double maîtresse, 1900
La Cité des eaux, 1902
Le passé vivant, 1905
La sandale ailée, 1906
La peur de l’amour, 1907
Couleur du temps, 1909
Le miroir des heures, 1910
L’Amphisbène, 1912
Le plateau de laque, 1913
La Flambée, 1909 (русск. перев.: Первая страсть, 1913)
Romaine Mirmault, 1914
L’illusion héroïque de Tito Bassi, 1916
Histoires incertaines, 1920
Proses datées, 1925
Baudelaire et «Les Fleurs du mal», 1925
L’escapade, 1926
Vues, 1926
L’Altona ou la vie venitienne, 1919—1924, 2 vv., 1928
Casanova chez Voltaire, 1929
Supplément aux lettres du président de Brosses, 1929
Le vrai bonheur ou les amantes de Strésa, 1929
Escales en Méditerranée, 1931
Lettres diverses et curieuses écrites par plusieurs à l’un d’entre eux, 1933, и др.
Собр. сочин. под ред. М. Кузмина, А. Смирнова и Ф. Сологуба, 19 тт., изд. «Academia», Л., 1924—1927 (только беллетристические произведения).
II. GourmontJ., de, H. deRégnieretson œuvre, P., 1908
Berton H., H. de Régnier, le poète et le romancier, P., 1910
Honnert R., H. de Régnier, P., 1923
Венгерова З., Литературные характеристики, кн. II, СПБ, 1905
Гурмон Р., Книга масок, СПБ, 1913
Грифцов Б., Последний поэт, «София», 1914, V
Волошин М., Анри де Ренье, в сб. «Лики творчества», кн. I, СПБ, 1914
Смирнов А. А., Анри де Ренье, романист и рассказчик, Л., 1926.