Ретиф де ла Бретонн (Nicolas Anne Edme Rétif de la Bretonne, 1734—1806) — французский писатель. Сын крестьянина, детство провел в деревне. 15 лет поступил в учение к типографу в Оксерре, в 1755 отправился в Париж, где и стал вести деятельную, полную превратностей и приключений (особенно любовных) жизнь, сначала в качестве наборщика, а затем писателя. Р. де ла Б. становится отобразителем быта и идей социальных кругов, обычно игнорировавшихся «высокой» литературой XVIII в., идеологом плебейско-демократических слоев.
Свои многочисленные романы Р. де ла Б. писал с необычайной легкостью, многие произведения он прямо без помощи черновика набирал в типографии; так, роман «Fille naturelle» (1769) был им задуман, набран и напечатан в 6 дней, всего им написано свыше 200 тт. Романы Р. де ла Б. своей плебейской «грубостью», идейной левизной, а также сгущенным реализмом, особенно в постоянных у Р. де ла Б. картинах испорченности нравов, вызывали презрение и негодование у адептов «высокой» буржуазно-дворянской литературы (Р. де ла Б. называли «Жан Жаком рынков», «Руссо помойных ям», «Вольтером служанок» и т. д.), но снискали себе однако значительный успех в широких читательских кругах. На обвинение в грубости, разнузданности и цинизме Р. де ла Б. отвечал: «Если в моих произведениях подробности носят вольный характер, то суть их нравственна и цель полезна. Я описываю нравы, а последние испорчены, не могу же я рисовать быта Астреи». Своих литературных врагов Р. де ла Б. в свою очередь третирует в сатирическом романе «Le ménage parisien» (Парижская семья, 1773), где под анаграммами выводятся Дора́, Грессе, Пирон, Кребийон, Вольтер и др.
К числу лучших романов Р. де ла Б. принадлежат: «Le pied de Fanchette» (1769), положивший начало известности писателя, «Le pornographe ou idées d’un honnète homme sur un projet de règlement pour les prostituées» (1769), «Le paysan perverti» (1775) — роман, имеющий автобиографический характер, «La paysanne pervertie» (1779), «La vie de mon père» (1779 (фактич. 1778)) и «Lescontemporainesouaventuresdesplusjoliesfemmesdel’âgeprésent» (1780—1785, 42 тт.) — обширное собрание эротических новеллет, почерпнутых из многочисленных любовных похождений автора.
Выдающийся интерес для понимания социально-политич. воззрений Р. де ла Б. как идеолога плебейско-демократических слоев представляет его утопический роман «La découverte australe, ou les Antipodes» (1781), в котором автор, окрыленный идеями Руссо о естественном человеке, набрасывает картину идеального государства, каковым оказывается вымышленное государство мегапатагонцев, населяющих один из островов южного океана. Здесь царят всеобщее довольство и счастье, т. к. туземцы не знают социального и имущественного неравенства, порождающего страдания и пороки. Здесь все трудятся, но труд здесь не изнурителен, а почетен. «Между равными все должно быть общим, каждый трудись для общего блага, каждый получает в нем одинаковую долю» — гласят правила, регулирующие их общественную мораль. Отношение полов отличается здесь относительной свободой, однако женщина рассматривается как пол, подчиненный мужчине. К роману Р. де ла Б. прилагает «Письмо обезьяны к своим соплеменникам» (Lettre d’un singe aux animaux de son espèce) — ядовитый памфлет на государственные и социальные учреждения дореволюционной Франции.
Когда вспыхнула франц. революция 1789, Р. де ла Б. оказался в числе ее наиболее горячих сторонников, несмотря на то, что революционный катаклизм подорвал его материальное благополучие, созданное неутомимым литературным трудом. Он пишет роман «Les nuits de Paris» (Парижские ночи, 1788—1794), в котором обрушивается на старый порядок, прославляет революцию и ее вождей — Марата и Робеспьера, требует упразднения всех религиозных культов и пр. Заключительные части романа дают яркую картину жизни Парижа в эпоху террора. В 1795 Конвент ассигновал Р. де ла Б. скромное пособие. Конец жизни он провел мелким государственным служащим, занимая места, доставленные ему хлопотами Карно и Мерсье . Во время «заговора равных» Р. де ла Б. принадлежал к числу сторонников и даже повидимому сообщников Бабефа, с идеями которого он перекликался в своем утопическом романе «La découverte australe». С 1794 Р. де ла Б. трудился над созданием своей замечательной автобиографии «M-r Nicolas, ou le cœur humain dévoilé» (1794—1797, 16 тт.), вызвавшей восторженные отзывы В. Гумбольдта, Гёте и Шиллера. Однако очень быстро имя Р. де ла Б. покрывается забвением. На протяжении ряда десятилетий XIX в. Р. де ла Б. замалчивался критикой, и только Жерарде Нерваль в сер. XIX в. воскресил память забытого писателя, опубликовав о нем как об авторе «М-сье Николя» ряд статей. О Р. де ла Б. начинают писать как о Бальзаке XVIII в., начинают интересоваться его социально-утопическими концепциями; наряду с этим эротоманы устанавливают его культ как эротического писателя.
Списоклитературы
II. Gérard de Nerval, Les illuminés, P., 1852 (позднейш. изд. 1926)
Monselet Ch., Restif de la Bretonne, P., 1854
Dühren, Rétif de la Bretonne. Der Mensch, der Schriftsteller, der Reformator, Berlin, 1906
Grasilier L., Rétif de la Bretonne inconnu, P., 1927
Funck-Brentano F., Rétif de la Bretonne, P., 1928.
III. Lacroix P. (Bibliophile Jacob), Bibliographie et iconographie de tous les ouvrages de Restif de la Bretonne, P., 1875
Dühren, Rétif-Bibliothek. Verzeichnis der französischen u. deutschen Ausgaben u. Schriften von und über Rétif de la Bretonne, Berlin, 1906.