Герои С. полны неразрешимых, приводящих подчас к гибели, противоречий (Эрик XIV — Erik XIV (1899), Персонс, Густав Ваза и др.), «я» оказывается множественным, облики его зыбкими, оно лишается всякой устойчивости, распыляется. Герои С. находятся в постоянной борьбе с сверхличными стихийными силами, сбрасывающими их в хаос изначальных инстинктов. Самая мощная сила — это стихия пола; любовь — борьба полов, женщина — носительница обезличивающей сексуальной стихии. Напор бессознательного деформирует психику героев С., придает ей патологическую окраску, они ощущают себя на грани безумия, одержимы неврозами, страхом перед жизнью. Повествование часто становится похожим на бред, сцена театра С. наполняется маниаками, сумасшедшими, кошмарами, призраками, мистической атмосферой («Соната призраков», «Путь в Дамаск» (Till Damascus, 1898—1904, Advent, 1899) и др.). Соответственно от «физиологической психологии» С. переходит к психоанализу фрейдистского типа («Романтический пономарь», «Пария», эпизоды в «Легендах», в «Черных знаменах»).
Но не только психоаналитические и мистические произведения, но также и исторические драмы С. конца 90—900-х гг. весьма показательны для его экспрессионизма. В них почти не изображается быт эпохи, социальная среда. В центре — раскрытие психологии и судьбы своеобразной личности. В них нет исходного равновесия, зритель сразу погружается в тревожную, напряженную атмосферу; действие часто обрывается на неразрешенных противоречиях. Эти драмы полны неопределенных намеков, эксцентрических странностей, резких смен мотивов и настроений, острых изломов, диссонансов, срывающихся жестов, внезапных речей и т. п.
Однако в последнем периоде у С. нет той успокоенности, примиренности с существующим, которая была у иных импрессионистов, мистиков-декадентов. Его экспрессионистские произведения полны смятения, патетического страдания, раздирающих противоречий, ужасающих гротескных образов. Хотя в общем бунтарство С. в последнем периоде выливалось в реакционно-идеалистических формах, однако и теперь у него встречаются яркие вспышки социального протеста, реалистической общественной сатиры. Таковы отдельные части «Готических комнат», где он обличает бывших бунтарей, приспособившихся к существующему строю, погрязших в бюрократическом болоте.
В России освоение С. шло по двум путям. Плебейское бунтарство С., его патетическое обличение лжи буржуазного общества, его борьба за права человеческой личности, его реалистические тенденции оказали влияние на М. Горького, как то признавал сам Горький в статье о С. в газете «Dagens Nyheter», 1912 (Горький, Материалы и исследования, под ред. Десницкого, изд. Академии наук, Л., 1934, т. I). С другой стороны, ницшеанство С., его мистические устремления, его экспрессионистические тенденции оказывались близкими кругу символистов, доставили ему популярность среди буржуазно-мещанской публики, особенно в период реакции после 1905.
Список литературы
I. Полное собр. сочин., изд. «Современные проблемы», в 15 тт., М., 1909—1911, и изд. В. М. Саблина, в 12 тт., М., 1908—1911
Ключи от рая, драма, М., 1923
Samlade skrifter, 55 vls, Stockholm, 1912—1920.
II. Фриче В., Очерк развития западных литератур, Харьков, 1931, стр. 204, ст. в журн. «Современный мир», 1910, № 2, и во II т. Собр. сочин. С., изд. «Современные проблемы»
Веселовский Ю., Литературные очерки, т. II, М., 1910
Колтоновская Е., А. С., ст. в «Вестнике Европы», СПБ, 1912, № 7
Вахтангов Е., Эрик XIV, журн. «Культура театра», М., 1921, № 4
Луначарский А., История зап.-европ. литературы, т. II, М. — Л., 1930
Брандес Г., Скандинавская литература, Киев, s. a., и в Собр. соч., изд. «Просвещение», т. II
Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894
Esswein M., A. Strindberg, ein psychologischer Versuch, München, 1907 (русск. перев., отд. изд., М., 1909, и в VI т. Собр. сочин., изд. «Современные проблемы»)
Его же, A. Strindbegr im Lichte seines Lebens und seiner Werke, 8 Aufl., München, 1919
Горький М., Август Стриндберг, в кн. М. Горький (Материалы и исследования), Л., 1934
Berg L., Der Uebermensch in der modernen Litteratur, Lpz., 1897
Erdmann N., Strindberg, Stockholm, 1920 (нем. перев., 1924)
Heden E., Strindberg, Stockholm, 1921 (нем. перев., 1926)
Mareuse L., Strindberg, Das Leben der tragischen Seele, B., 1922
Lamm M., Strindbergs Dramen, 2 vls, Stockholm, 1924—1926
Dahlström C. E., Strindberg’s dramatic expressionism, Michigan, 1930
Reque A. D., Trois conteurs dramatiques Scandinaves devant la critique française, 1899—1901, P., 1930
Jolivet A., Le théâtre de Strindberg, P., 1931.
III. Zetterlund R., Bibliografisca anteckhinger of A. Strindberg, Stockholm, 1913.