Наоборот, еще раз, по примеру «Пармского монастыря» и «Красного и черного», показав с беспощадной правдивостью мракобесие и гниль феодальной реакции (монархисты и аристократы Нанси), Стендаль разоблачил буржуазную общественную практику (Париж и провинция Июльской монархии).
Идеологией радикального гуманизма проникнуты также и сочинения С. об искусстве, гл. обр. «История живописи в Италии» (где, в частности, С. один из первых стремится вскрыть социальную закономерность в истории искусства) и «Салон 1824 г.» (где С. выступил в защиту романтизма как «новой школы», одушевленной принципами естественности, свободы и народности). То же найдем мы и в его путевых впечатлениях — записках об Италии: «Рим, Неаполь, Флоренция», где С. изучает итальянский характер, культуру, даже пейзаж как стихию благородной естественности; записки С. об Италии проникнуты также глубочайшей симпатией к итальянцам как нации, угнетенной австро-венгерским феодализмом, жаждущей освобождения; книга эта недаром рассматривалась австрийскими властями как враждебная и крамольная, несмотря на всю ту осторожность в политических высказываниях, которую вынужден был проявлять ее автор. Наконец в том же духе гуманизма выдержан трактат С. «О любви». Он представляет собою исследование психологии и нравов, заостренное в защиту свободы и естественности чувства против извращающих его условностей и предрассудков.
Несмотря на романтическую исключительность героя, творчество С. наряду с «Человеческой комедией» Бальзака — величайшее достижение французского реализма XIX в., высшая ступень его, какой оно не достигало впоследствии ни у Флобера, ни у Золя или других представителей натуралистической школы. Более того, превращая своего героя в норму, в критерий оценки, С. становится на ту точку зрения, с которой ему удается выявить всю уродливость современной ему буржуазной действительности.
Мимо творческого наследия С. не может пройти ни создающаяся на советской почве литература социалистического реализма, ни революционная литература Запада, стремящаяся к подлинно правдивому отображению противоречий современного капитализма и поисков революционного выхода из этих противоречий.
Список литературы
I. Большинство произведений Стендаля издано в изд-ве Michel Lévy в 1853—1855 (18 тт.)
Oeuvres complètes (Édition définitive...), 35 vls, ed H. Champion, с 1912 (издание еще не закончено). По-русски: Собрание сочинений, под общей ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, изд. «Время» — Гослитиздат, Л., 1933—1937 (вышли тт. I—IV, VI—IX).
II. Sainte-Beuve C. A., Causeries du lundi, tom IX, Paris, 1857—1862
Его же, Nouveaux lundis, t. III, Paris, 1867—1872
Taine H., Essais de critique et d’histoire, P., 1858
Barbey d’Aurevilly J. A., Les oeuvres et les hommes, IV, P., 1865
Zola É., Les romanciers naturalistes, Paris, 1881
Lemaître J., Les contemporains, 4-e série, Paris, 1889
Taine H., Derniers essais de critique et d’histoire, Paris, 1894
Faguet É., Politiques et moralistes du XIX-e siècle, 3-e série, P., 1900
Его же, Propos littéraires, t. III, P., 1905
Barbey d’Aurevilly J. A., Romanciers d’hier et d’avant-hier, P., 1904
Mélia J., Les idées de Stendhal, P., 1910
Его же, Stendhal et ses commentateurs, Paris, 1911
Martineau H., L’itinéraire de Stendhal, Paris, 1912
Blum L., Stendhal et le Beylisme, P., 1914
Martino P., Stendhal, P., 1914 (нов. изд., 1934)
Paupe A., La vie littéraire de Stendhal, P., 1914
Delacroix H., La psychologie de Stendhal, P., 1918
Arbelet P., La jeunesse de Stendhal, 2 vls, Paris, 1919
France A., Stendhal, Abbeville, 1920
Martino P., Sur les pas de Stendhal en Italie, 1924
Lasserre P., Des romantiques à nous, 5 éd., Paris, 1927
Valéry P., Essai sur Stendhal, 1928
Thibaudet A., Stendhal, P., 1931
Le Breton A., Le Rouge et le Noir de Stendhal, P., 1933
Цвейг Ст., Стендаль, в кн.: Собр. соч. С. Цвейга, т. VI, 2-е изд., Л., 1929
Скафтымов А., О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого, в сб.: Литературные беседы, вып. II, Саратов, 1930
Виноградов А. К., Три цвета времени (М.), 1931 (биографич. роман о Стендале)
Реизов Б. Г., Стендаль, в кн.: Французский реалистический роман XIX века. Сб. ст. под ред. В. А. Десницкого, изд. ГИХЛ, Л. — М., 1932
Реизов Б., Работа Стендаля над «Пармским монастырем», «Литературная учеба», 1934, № 2
Его же, Как Стендаль писал «Историю живописи в Италии», «Звезда», 1935, № 2
Его же, Стендаль и война (Батальные сцены «Пармского монастыря»), «Звезда», 1935, № 1
Бальзак О., Анри Бейль (де Стендаль), «Лит. критик», 1936, кн. 1 (о романе «Пармский монастырь»
здесь же ответное письмо С. на эту статью)
Лукач Г., Бальзак — критик Стендаля, «Литературный критик», 1936, кн. 1.
III. Paupe A., Histoire des oeuvres de Stendhal, P., 1904
Cordier H., Bibliographie Stendhalienne, P., 1914
Jourda P., État présent des études stendhaliennes, Paris, 1930
Royer L., Catalogue du Musée Stendhal, Grenoble, 1934.