Уголовная наказуемость общественно опасного деяния является четвертым признаком преступления, хотя отдельные авторы отрицают его на том основании, что наказание не представляет собой части деяния, а является его следствием и к тому же необязательно применяется за совершение каждого преступления. Дело в том, что уголовная наказуемость является характеристикой не фактически совершенного преступления, которое на самом деле может не повлечь наказания (возможно вынесение обвинительного приговора без назначения наказания), а деяние указывается в законе в качестве преступления. Это означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние является преступлением лишь в том случае, если закон предусматривает возможность применения уголовного наказания за его совершение. И наоборот, общественно опасное деяние не образует преступления, если закон не предусматривает применения за его совершение наказания. Это положение прямо закреплено в ч.2 ст.2 УК, гласящей, что уголовное законодательство не только определяет преступность деяния, но также устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления. Это положение закона также опровергает позиции тех авторов, которые не относят уголовную наказуемость к признакам преступления.
Некоторые авторы не считают наказуемость деяния признаком преступления на том основании, что наказание не является составной частью преступления, а представляет собой реакцию государства на его совершение. И хотя с точки зрения логики это утверждение бесспорное, оно не является основанием для исключения наказуемости деяний из числа признаков преступления. Наказуемость, будучи реакцией, на совершенное преступление, в то же время характеризует общественную опасность того деяния, которое является преступлением. Поэтому без угрозы уголовной наказуемости деяние нельзя отнести к преступлению.
Таким образом, преступлением признается совершенное виновно, наказуемое в уголовном порядке общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом, посягающее на права и свободы человека и гражданина, собственность и другие ценности, охраняемые уголовным законом. Законодательное закрепление этого понятия призвано способствовать предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения Конституции страны и других законов государства. [9]
Приведенное определение понятия преступления является общим, в нем указана совокупность социально значимых правовых признаков, которыми должно наделяться каждое преступление, предусмотренное определенной статьей Особенной части (убийство, кража, дезертирство и т.д.). Общее понятие преступления является законодательной основой для формирования конкретных видов преступлений, в которых общие признаки наполняются конкретным содержанием. Применительно к отдельным видам преступлений могут указываться, например, последствие общественно опасного действия, способ посягательства на охраняемые законом блага (так, разбой определяется как нападение с целью завладения имуществом, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего), особенности психического отношения к содеянному (умысел либо неосторожность, мотив, цель деяния). Через эти признаки в законе раскрывается содержание общественной опасности, противоправности и виновности конкретных деяний, достигается четкое установление границ определенного вида преступлений, осуществление разграничения сходных между собой преступлений, что обеспечивает правильное применение норм уголовного права к лицам, совершившим преступления.
В уголовном законодательстве наряду с понятием «преступление» выделялось понятие «деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности» (ст.50 УК РСФСР 1960 г). В связи с этим возник вопрос о правовой природе такого деяния: является ли оно преступлением или относится к иным правонарушениям? Одни авторы считают, что оно не образует преступления. Другие полагают, что такие деяния в уголовном законе признаются преступлением, но тот же закон предоставляет право правоприменительным органам осуществлять декриминализацию, переводить их из преступления в проступки. Как первая, так и вторая позиции представляются необоснованными. Анализ понятий «преступления» и «деяние, содержащее признаки преступления» убеждает в том, что как первое, так и второе понятия являются тождественными, несмотря на терминологические различия.
В ст.50 УК РСФСР указывалось, что речь идет о деянии, содержащем признаки преступления, т.е. общественную опасность, противоправность, виновность и уголовную наказуемость. Наличие этих признаков в деянии свидетельствует, что оно является преступлением независимо от признания этого факта приговором суда.
Конституция РФ (ст.49) относит признание лица, виновного в совершении преступления, и назначение ему наказания к исключительной компетенции суда. В то же время УК РСФСР 1960 г. (ст.50) допускал освобождение от уголовной ответственности в досудебной стадии рассмотрения уголовного дела, что также возможно при установлении вины в совершении преступления. С целью завуалировать это противоречие законодатель и ввел разные понятия для обозначения одного и того же по сути деяния - преступления. [10]
Отнесение общественно опасного, уголовно-противоправного, виновного и наказуемого деяния к категории преступного поведения не означает, что характер и степень общественной опасности всех преступлений одинаковы. Напротив, характер и степень общественной опасности одних преступлений могут существенно отличаться от других. В этой связи не могут не отличаться наказание и другие меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершающим такие преступления. Юридическим инструментом позволяющим учесть различие в характере и степени общественной опасности преступлений, является классификация преступлений, закрепленная в ст.15 УК («Категории преступлений»). В качестве основных критериев классификации преступлений признаются характер и степень общественной опасности (ее формальным выражением выступает санкция уголовно-правовой нормы, устанавливающая вид и размер наказания за совершение конкретного преступления), а дополнительным форма – вины. [11]
В ч.1 ст.15 УК в зависимости от характера и степени общественной опасности все преступления подразделяются на четыре категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает 2 лет лишения свободы (ч.2 ст.15 УК).
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает 2 года лишения свободы (ч.3 ст.15 УК).
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает 10 лет лишения свободы (ч.4 ст.15 УК).
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ч.5 ст.15 УК). [12]
Таким образом, преступлениями небольшой и средней тяжести могут быть как умышленные, так и неосторожные деяния. К категории тяжких и особо тяжких преступлений закон относит лишь умышленные деяния.
В российском уголовном праве преступления подразделяются на группы или виды и по другим классификационным признакам. Например, по объекту преступного посягательства они делятся на преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка и т.п.; по форме вины – на умышленные и неосторожные преступления. Однако для решения практических вопросов применения уголовного закона наибольшее значение имеет классификация преступлений, закрепленная в ст.15 УК. В частности, категория преступления принимается во внимание при установлении опасного (п. «б» ч.2 ст.18 УК) и особо опасного (ч.3 ст.18 УК) рецидива. С учетом категории преступления устанавливается основание уголовной ответственности за такую разновидность неоконченного преступления, как приготовление к преступлению. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению (ч.2 ст.30 УК). Категория преступления рассматривается законодателем как один из критериев выделения наиболее опасной формы соучастия - преступного сообщества (преступной организации). Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях (ч.4 ст.35 УК). Сформулированные в ст.15 УК признаки той или иной категории преступлений учитываются при назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения (ст.58 УК), пожизненного лишения свободы (ст.57 УК) и смертной казни (ст.59 УК), выступают в качестве одного из условий освобождения от уголовной ответственности (ст.75 и 76 УК), а также принимаются во внимание при решении других вопросов уголовно-правового характера. [13]