М. Заблудовский
Теккерей Уилльям Мэйкпис (William Makepeace Thackeray, 1811—1863) — знаменитый английский писатель-реалист. Р. в Калькутте. После смерти отца, колониального чиновника, был отвезен шестилетним ребенком в Англию. Учился в Кэмбриджском ун-те. Но уже через год после поступления в ун-т Т. покинул его (1830) и отправился в путешествие по Европе с целью изучения живописи, к которой он с ранних лет проявлял большие способности (Т. сам иллюстрировал свои романы и был незаурядным карикатуристом). Он посетил в 1830—1831 Веймар, где встретился с Гёте. Не добившись успеха в живописи, Т. обратился к журналистике. Стал парижским корреспондентом и пайщиком лондонской газеты «The Constitutional». В 1837 Т. возвратился в Лондон и стал сотрудничать в многочисленных газетах и журналах («Fraser’s Magazine», «The New Monthly» и др.) как фельетонист и карикатурист, под самыми различными псевдонимами (Jellowplush, Titmarsh и др.), подвизаясь во всех жанрах: от пародии и эпиграммы до очерков и сатирического романа. Особо следует отметить близкое участие Т. (1845—1851) в известнейшем юмористическом журнале Англии «Панч» (Punch).
В первое десятилетие своей литературной деятельности Т. уделял наибольшее внимание очерку, создавая целые серии бытовых и социальных зарисовок. К этим сериям относятся его очерки парижской жизни («The Paris Sketchbook», 1840), ирландские очерки («The Irich Sketch-book», 1843) и книга о путешествии на Восток («Notes of a Journey from Cornhill to Grand Cairo», 1846 — От Корнхилла до великого Каира), наряду со множеством очерков, посвященных лондонской жизни. Другим важным жанром этого периода творчества Т. является авантюрная повесть, в которой Т. в значительной степени продолжал линию английских реалистов XVIII в. — Дефо («Моль Флэндерс»), Филдинга («Джонатан Уилд Великий»), своеобразно воспринявших традиции плутовского романа. Характерно, что, рисуя образы авантюристов и мошенников, Т. иногда переносил их в XVIII в. (повесть «Екатерина» — Katherine, 1839—1840). Прямое влияние Филдинга сказывается в повести «Счастье Бэрри Линдона» (The Luck of Barry Lyndon), получившей позднее название: Memoirs of Barry Lyndon, Esq. К тому же жанру принадлежит и повесть «Jellowplush Correspondence» (1841). Уже в этих произведениях из жизни плутов, игроков и прожигателей жизни авантюрный сюжет сочетается с бытовыми зарисовками и служит фоном для галлереи разнообразных социальных типов. Т. одновременно работал не только над авантюрным, но и над сатирическим сюжетом с социальным типажем, напр. в «Истории Титмарша и большого алмаза Хоггарти» (The History of Mr Samuel Titmarsh and the Great Hoggarty Diamond, 1841), в «Записках Фиц-Будля» (Fitz-Boodl’s Confessions and Professions, 1842—1843). Следует отметить также незаконченный бытовой роман «A Shabby-Genteel Story» (1843). Эти работы Т. в жанрах очерка и социальных зарисовок были завершены крупнейшим произведением первого периода, доставившим впервые писателю успех — «Книгой о снобах» — «The Book of Snobs» (1846—1848), где писатель дал замечательные сатирические портреты людей разных рангов, проникнутых одним духом кастовости и самодовольства. «Книга о снобах» служит переходом ко второму периоду творчества Т. — созданию широких сатирических полотен.
Во второй период были написаны наиболее известные романы Т.: знаменитая «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair, выходила выпусками 1847—1849); «Пенденнис» (The History of Pendennis, 1848—1850), роман из современной жизни; «Генри Эсмонд» (The History of Henry Esmond, Esq., 1852) из жизни Англии XVIII в.; «Ньюкомы» (The Newcomes), выходивший выпусками с октября 1853 по август 1855, продолжение «Пенденниса»; «Виргинцы» (The Virginians, 1858—1859) — продолжение «Эсмонда». В последний период творчества Т. написал несколько повестей: «Приключение Филиппа» (The Adventures of Philip on his way through the world, 1861—1862); «Ловель-вдовец» (Lovel the Widower, 1860) и незаконченный, опубликованный уже после смерти писателя роман «Дени Дюваль» (Denis Duval, 1863, изд. посмертно 1864). В 1851 Т. предпринял чтение публичных лекций об английских юмористах XVIII в. (от Свифта до Гольдсмита), повторенное в Америке в 1852. Они опубликованы отд. изданием («The English Humourists of the Eighteenth Century», 1853). Во время второй поездки в Америку (1855) Т. прочел серию лекций «Четыре Георга» (The Four Georges) с юмористической характеристикой этих монархов и английского быта в их царствование (опубликованы в 1861).
Наиболее ценным в литературном наследстве великого английского сатирика является группа романов второго периода, из которых особенно выделяется «Ярмарка тщеславия» широтой реалистического охвата действительности и глубиной сатиры. Именно этот роман — шедевр Т. — обеспечил писателю литературный успех при жизни и утвердил его славу в мировой литературе. Т., как и Диккенс, творил в так наз. «викторианскую эру», когда буржуазия достигла полной победы не только в области экономики, но и в политике и старалась лишь закрепить свое господство, защитить его от «посягательств» чартистского движения. Из смыкания буржуазии и аристократии вырос тот снобизм, который с ненавистью изобличал Т. В отличие от Диккенса, Т. пессимистичен. В сатире Т. с беспощадной силой разит оружием иронии, бичует сарказмами и очень редко пытается просто развеселить или растрогать читателя. Ему также несвойственно противопоставление мира нищеты миру бессердечного богатства, обычное для Диккенса. Хотя и у Т. встречаются долговые тюрьмы («Ярмарка тщеславия», «Записки Титмарша»), но они играют второстепенную роль в повествовании. Т. изображает почти исключительно так наз. «средний класс» и верхушку общества, социальные низы представлены только слугами — необходимым дополнением к быту богачей. Т. устраняется от социальных конфликтов своего времени, он бытописатель общества, воспринимаемого им только как общество господствующих классов, и в этом резко сказывается ограниченность его творчества. Он зло высмеивает кастовость и вырождение порочной аристократии (маркиз Стейн, семья Кроули в «Ярмарке тщеславия»; леди Кью в «Ньюкомах» и т. д.), но также с презрением описывает снобов — «мещан во дворянстве» («Книга о снобах», майор Пенденнис и др.). С тщательностью исследователя Т. демонстрирует читателю пороки господствующих классов — их хищный эгоизм, их холопство перед знатью и афишируемое презрение к «низшим», их тщеславие, алчную похоть, грязное стремление к наживе, ведущее к подлости (история наследства мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия»), внутреннюю пустоту и цинизм. Т. изобличает хищнические инстинкты буржуа-собственника, от Бекки Шарп до Пенденниса, он бичует все проявления буржуазного строя, но не его эксплоататорскую сущность, не буржуазную собственность. Нападая на государственные формы этого строя, на парламент и на юстицию, Т. остается все же на почве его защиты и критикует буржуазный строй с точки зрения идеальных моральных норм буржуа, зачастую сводимых лишь к семейным добродетелям. Поэтому критика Т. носит раньше всего этический характер, что роднит его творчество с морализующей тенденцией английских просветителей XVIII в.; многочисленные моралистические рассуждения вкраплены им в ткань повествования, но не вытесняют его реалистической сущности. Т. полагает возможным совершенствование буржуазии, пытаясь противопоставить олицетворению порока — положительные образы добродетельных героев: Бекки Шарп — противопоставить Эмилию, а Осборну — Доббина. Но эти положительные герои вышли бледными и худосочными — Эмилия с ее мещанской ограниченностью и эгоизмом любви и Доббин с его вялым, скучным идеализмом. И если в тоске о положительном герое-буржуа Т. назвал «Ярмарку тщеславия» «романом без героя», — это означало, что писатель понял сам бледность своих положительных образов. Подлинной героиней «Ярмарки тщеславия», движущей пружиной действия стала Бекки Шарп. Т. вновь попытался создать образ героя — воплощение своих моральных идеалов — в лице Генри Эсмонда, великодушного человека, жертвующего собой во имя любви, отказывающегося от титулов и хранящего верность до конца. Но для этого писателю пришлось перенести Эсмонда в прошлый век, в эпоху царствования королевы Анны, а затем увезти его из Англии в Америку, и все же Эсмонд не вырос до образа подлинного героя. Реализм у Т. побеждает его предрассудки, и, несмотря на стремление оправдать существование буржуазии, Т. с замечательной силой изобличает ее. И именно поэтому Маркс считал Т. представителем блестящей школы романистов в Англии. Т. показал моральное убожество своего класса, создав с замечательным мастерством галлерею типических характеров, с подлинным талантом реалиста-сатирика раскрыв господство чистогана, фетишизм богатства в современной ему жизни.
Т. был чужд подлинный историзм: его романы, перенесенные в прошлое, в том числе и «Ярмарка тщеславия», действие которой развертывается в эпоху последних наполеоновских войн, лишены богатства исторических связей и ситуаций. Мы всюду ощущаем бытописателя викторианской Англии, и герои Т. являются типическими представителями этой действительности, они тесно связаны с нею. Изображая порочные деяния своих героев, Т. зачастую иронически становится на их защиту, тем вернее добиваясь обвинительного приговора, но характерно, что, «защищая», он доказывал, что их пороки присущи всему обществу. Горькая ирония Т. не позволяет ему в «Ярмарке тщеславия» дать добродетельную концовку с посрамлением порока и торжеством добра. Правда, Доббин и Эмилия вступили в счастливый семейный союз. Но Бекки Шарп отнюдь не уничтожена, она даже стала «благотворительницей» на деньги сына. В отличие от Диккенса, Т. также более реалистически подходит к проблеме добра и зла, показывая их взаимоотношения, давая переходы и полутени, а не ограничиваясь одними контрастами порока и добродетели. У Т. нет также образов злодеев из любви к злодеянию; отрицательные типы только более ярко выделяют самый коренной порок буржуа — эгоизм. «Я ненавижу эгоизм», — писал Т., — и оправдал это заявление своей беспощадной сатирой, что дало основание Горькому в статье «О действительности» поставить Т. в ряд с великими сатириками мировой литературы — Свифтом, Рабле, Вольтером и др., «безукоризненно правдивыми и суровыми обличителями пороков командующего класса».