Смекни!
smekni.com

Субхас Чандра Бос: индийский Гарибальди или раджпут Гитлера? (стр. 1 из 3)

Работу выполнил студент V курса (группы «А») дневного отделения

Факультет истории и международных отношений, кафедра всеобщей истории

Рязанский Государственный Университет

Рязань

2005

«Give me blood and I shall give you freedom»

Введение

Субхас Чандра Бос (23.01.1897, Каттак, Орисса, – 18.08.1945, остров Тайвань) – один из ярчайших деятелей индийского национально–освободительного движения XX века; человек, достижения которого по значимости могут вполне соревноваться с политической активностью его знаменитых современников – Джавахарлала Неру и Махатмы Ганди[1].

Несомненно, воинственный активист и страстный оратор Субхас Чандра Бос по жизни был политиком–экстремистом, чья биография в определенной степени рассеивает миф о пацифизме и «толстовстве» индийского народа.

Еще при жизни от своих многотысячных сторонников внутри и за пределами Индии Бос получает прозвище «нетаджи». Индийское слово нетаджи идентично немецкому «фюрер», итальянскому «дуче» и испанскому «каудильо».

Дело в том, что Нетаджи Субхас Чандра Бос был очарован политическими режимами Советского Союза и Третьего Рейха. И у Сталина и у Гитлера индийский политик поочередно искал помощи в борьбе за независимость своей родины от британских колониальных интересов.

«Национальный герой» и «фашистский террорист» – до сих пор историки разных стран продолжают давать самые неоднозначные оценки персоне Боса. Его запутанная теневая дипломатия, крайне–радикальные политические взгляды, метания между Союзом и Рейхом и таинственная гибель породили большое количество легенд и домыслов.

Целью этой работы является попытка объективно взглянуть на политическую биографию Субхас Чандра Боса.

Ранние годы

Субхас Чандра Бос родился 23 января 1897 года в Каттаке (Cuttack – с начала века по 1948 год столица штата Орисса). Начальное образование получил в Каттаке, затем продолжил свое образование в колледже в Калькутте. Был блестящим студентом. В 1919 году, поступив на государственную службу, был направлен на работу в Англию. Осознав, что его предназначением является борьба индийского народа за независимость, С.Ч. Бос уволился со службы. В 1924 году С.Ч. Бос был впервые арестован британскими властями за участие в освободительном движении и отправлен в Бирму для отбывания наказания в тюрьме Мандалай. В 1927 году С.Ч. Бос вышел из тюрьмы и появился на политической сцене как глава молодежного освободительного движения Индии. Своим Учителем С.Ч. Бос считал Дебхабандху Читтаранджана Даса.

В 1928 году во время проведения Калькуттского Конгресса сторонников национально–освободительного движения, С.Ч. Бос обратился к участникам с призывом о полной национальной независимости Индии, а не создания статуса Доминиона, что было предложено Махатмой Ганди. Его идея на тот момент была отвергнута, но позднее, в 1929 году принята на Конгрессе в г. Лахоре. Бос не остановился на достигнутом, а предложил план создания индийского правительства, альтернативного Британскому[2].

В 1931 году он был избран на должность мэра г. Калькутты. В 1932 году, после участия в движении «гражданского неповиновения» Бос снова осужден и посажен в тюрьму в г. Лакхнау. В тюрьме он сильно подорвал свое здоровье, и после освобождения ему было дано специальное разрешение отправится на лечение в Австрию. Находясь в Вене с 1933 по 1936 год, Бос взял на себя роль неофициального посла индийского народа. Все время нахождения за границей он пропагандировал идеи освободительного движения и искал союзников для борьбы против власти Британской империи. В этот период Бос посетил Рим, Милан, Софию, Берлин, провел встречи с мэрами этих и многих других европейских городов.

В 1934 году здоровье отца Субхас Чандра Боса ухудшилось настолько, что он был вынужден срочно прибыть в Калькутту для того, чтобы проститься с ним перед его кончиной. Бос не успел на похороны, так как отец уже умер. По приезде он был посажен под домашний арест, так как считался весьма опасным человеком. После освобождения из–под домашнего ареста, в 1935 году он опять покинул Индию и вернулся в Европу. В изгнании им была написана книга «Борьба Индии в 1920–34 годах» («The Indian Struggle 1920–34»), в которой была отражена история борьбы индийского народа за независимость в тот период. Книга была издана в Англии, но ввоз и издание ее в Индии были запрещены британскими властями.

С 1933 по 1936 год Бос объездил почти все европейские страны, основал десятки организаций по всему миру, поддерживающих национально–освободительное движение Индии. В апреле 1936 года, не смотря на строгое предупреждение британских властей в Индии о том, что при пересечении индийской границы ему грозит арест, Бос приезжает в Индию, где его арестовывают, и помещают в тюрьму, как только его нога касается индийской земли в Мумбаи (прежнее название этого города – Бомбей).

После освобождения из тюрьмы, до 1937 года Бос жил в доме своего брата Сарата в Калькутте. В октябре 1937 года Комитет Всеиндийского Конгресса собрался в Калькутте, и братья Бос взяли на себя ответственность за его организацию. На этом этапе своей политической деятельности Бос неоднократно встречался с Махатмой Ганди, Джавахарлалом Неру и другими влиятельными политическими деятелями Индии. Собрания Индийского Национального Конгресса принимались общественностью как явления национальной важности. Причиной этого являлось то, что, во–первых, членами Конгресса являлись колоритные деятели того времени, звезды политики, экономики, культуры, которые имели огромное влияние на массы. Во–вторых, Конгресс являлся крупнейшей силой, объединившей вокруг себя другие политические и общественные организации в борьбе за независимость[3].

В 1937 году Субхас возвращается в Европу и живет в Австрии, в Бадгаштайне, где пишет свою биографию под названием «Индийский пилигрим».

В 1938 году он снова возвращается в Калькутту в качестве избранного президента Конгресса и с этого момента начинается пик его политической карьеры в Индии.

В январе 1938 года состоялась конференция в Вишнупуре. На этой конференции Бос изложил свою программу и план действий, таким образом, он стал альтернативным лидером партии Национальный Конгресс. Как Президент Конгресса в своей программе действий Бос изложил свои взгляды, которые заключались в том, что Индия созрела для революции и независимости. Бос настаивал на бескомпромиссной национальной борьбе против власти Британской империи на широкой антиимпериалистической базе. Эта программа вызвала большое недовольство умеренного крыла партии, зараженного пацифизмом и соглашательством. Кроме того, Ганди, вождь этого крыла, выступал за то, чтобы Конгресс занимало лидирующее положение в политической деятельности, и настаивал на исключении из партии радикальных группировок. Бос же настаивал на создании широкого антиимпериалистического фронта, который включал бы в себя крестьянские, рабочие, молодежные, студенческие фракции.

Задолго до 1939 года Бос был убежден, что вскоре разразится международный политический и экономический кризис, который повлечет за собой начало второй мировой войны. При этом он считал, что Индии необходимо воспользоваться этой возможностью для завоевания независимости. В конце 1938 года Бос предпринял еще один далеко идущий шаг, образовав Национальный плановый комитет (National Planning Committee) для выработки перспективного плана индустриализации и национального развития. Это вызвало еще большее охлаждение отношений с Ганди и другими представителями умеренного крыла Конгресса. Кроме того, Бос был противником парламентской демократии английского типа и выступал за сильное государство, ибо только сильная власть и централизованная плановая экономика могли позволить, по его мнению, преодолеть Индии ее отсталость.

В этот период Субхас Чандра Бос считался самым привлекательным, молодым, популярным политиком, по значимости равным самым известным политическим деятелям Индии, всеобщим любимцем. В 1938 году по общему признанию существовало 2 основных лидера в борьбе за национальное освобождение Индии – Махатма Ганди – «отец индийского пробуждения» и Нетаджи Субхаш Чандра Бос – «отец индийской революции». В это время С.Ч. Бос ведет активную деятельность, постоянно участвует в конференциях в различных городах Индии. В 1939 году, Бос официально предложил свою кандидатуру в президенты партии на второй срок, но встретил яростное сопротивление со стороны правого крыла. Несмотря на это, он победил на выборах кандидата, которому отдавал предпочтение сам Ганди.

В 1939 году, несмотря на плохое состояние здоровья, С.Ч. Бос уезжает на северо–восток Индии в провинцию Трипура. Он участвует в конференции в Трипуре в марте 1939 года. Эта конференция явилась очень важным этапом в истории Индии, так как на ней Бос выступил с ультиматумом в адрес Британского правительства, требуя в 6–месячный срок предоставить Индии независимость. Его предложение вызвало отчаянное сопротивление со стороны Ганди и Неру. Большинство сторонников Боса, а именно члены социалистических партий, проявившие нерешительность, которые в тот момент не поддержали его ультиматум, вынудили его смириться и временно уступить.

По возвращении в Калькутту в апреле 1939 года, Бос был встречен овациями и гирляндами цветов. В этот период начинается процесс размежевания «гандистов» и сторонников С.Ч. Боса. «Мы должны плыть в разных лодках», – говорил о Босе Махатма Ганди. После бесполезной полемики с «гандистами» и провала на выборах в Трипуре, Бос решает, что надо сформировать хорошо организованную и дисциплинированную радикальную партию. В мае 1939 года нетаджи начинает вести открытую оппозиционную борьбу против Конгресса Ганди, а после формирования партии Форвард Блок (Forward Block) начинает наступательную пропагандистскую компанию по всей стране. Целью Форвард Блока явилась бескомпромиссная борьба с британским империализмом и вводящими людей в заблуждение сентиментальными философскими теориями, такими, как идея Ганди о «непротивлении злу насилием», и амбивалентными внешнеполитическими теориями, которые защищал Неру.