А. Шабад
Бержерак-де (Cyrano Savinien de Bergerac, 1619–1655) — французский писатель. Вел жизнь, полную авантюр, участвовал в движении фронды (последняя попытка феодализма отстоять свою самостоятельность от абсолютизма), умер в нищете.
Занимался математическими науками и философией, слушал лекции знаменитого Гассенди и имел общение с Томмазо Кампанелла, проживавшим последние годы жизни в Париже. В философском мировоззрении Б., как у его учителей, соединялись крайности. Он верил в необходимость духовного развития человечества под знаком точного знания, которым увлекался, но с этим уживались мистико-пантеистические доктрины Джордано Бруно, Агриппы Неттесгеймского и того же Кампанелла (т. е. каббала и астрология). К этому надо прибавить, что он принадлежал к либертэнам (см. «Французская литература»), будучи в оппозиции к официальной религии и власти.
Свое политическое свободомыслие он выразил в трагедии «Agrippine» (1654), повлиявшей на Корнеля . В литературе Б. остался «диким», не примкнув «организационно» к какой-либо литературной школе и рассорившись со всеми своими литературными друзьями (в том числе с Мольером). Но заостренная пародийность, ирония, направленная против всех почти современных ему течений, наконец элементы травестии позволяют сблизить творчество Б. с творчеством бурлескных писателей.
Крупнейшие его произведения — прозаические фантазии-утопии: «Histoire comique des États et des mpires du Soleil» (Комическая история государств Солнца, 1654), где пародируется «Город Солнца» Кампанеллы, и «L’autre Monde ou les États et Empires de la Lune» (Иной мир или государства Луны), посмертн. (1656). Здесь чрезвычайно большую роль играет научно-фантастический элемент: развивая идею Кеплера и других ученых XVII в. о населенности луны, Б. (перевоплощаясь в своего героя) конструирует аппараты, преодолевающие влияние земного вращения (притяжение было еще неизвестно в 1650), и попадает на Луну. Одним из «государств» Луны является земной рай, населенный архангелами (что дает повод к беспощадным насмешкам Б. над католическим антропоморфизмом и наивными описаниями загробного мира); изгнанный из рая за еретические высказывания по поводу ангелологии, Б. попадает в государство «стихийных духов», о которых так много говорили розенкрейцеры (оккультное сообщество XVII в.) и др. мистические писатели. Духи изображаются в образе людей, ходящих на четвереньках; почти все время герой проводит в философских беседах, где трудно провести грань между иронией и серьезным тоном и где Б. излагает свою философию. В конце концов его, как пришельца, изгоняют обратно на землю.
Здесь бурлеска не реалистична, как то было у Скаррона, а скорее символична. Утопии Б. оказали значительное влияние на «Путешествие Гулливера» Свифта и на «Микромегас» Вольтера. Из прочих произведений Б. выделяется комедия-фарс «Le pédant joué» (Осмеянный педант, 1654), повлиявшая на Мольера , заимствовавшего оттуда целых две сцены «Проделок Скапена».
Лучшие образцы лирики Б. приводятся в комедии Ростана «Сирано де Б.» (1897), которая дает необычайно колоритное, но несколько одностороннее изображение Б., долгое время пользовавшегося лишь анекдотической известностью и только в XIX в. ставшего предметом внимания критики.
Список литературы
I. Издания сочинений Б., 1676, 1699, 1855, 1858.
II. Gautier Th., Grotesques, P., 1844
Brun P., Savinien Cyrano de B., sa vie et ses oeuvres, P., 1894
Remy de Gourmont, Promenades littéraires, t. III, 1905
L’Autre Monde de C. de B., Kritisch hgg. v. Leo Jordan, Dresden, 1910 (с статьей, снабженной комментарием). Ср. также работы П. Лафарга, Кампанелла и Гуго Линдеман, Социализм во Франции в XVII-XVIIIвв.
Lachèvre, Oeuvres libertines de Cyrano de Bergerac, P., 1921. Libertinage au XVII siècle. t. 8.).