Смекни!
smekni.com

Джованни Бокаччо (стр. 2 из 2)

Художественным поводом для написания «Декамерона» Б. была «черная смерть» 1348. Она дала обрамление. Семь девушек и трое молодых людей, убегая от чумы, поселяются в загородной вилле и устраивают себе красивую жизнь, непрерывный праздник во время всеобщего бедствия. В течение десяти (δεκα) дней каждый из десяти рассказывает по новелле. Эти сто новелл дают чрезвычайно разнообразную и богатую, притом ярко реалистическую картину быта и настроений современного общества. Большинство сюжетов Б. заимствовал, но обработка материала, типы, характеры — все это принадлежит самому Б. «Декамерон» — книга о любви, о любви низменной и высоко-благородной, веселой и трагической, пошлой и нежной, но всегда земной и всегда победной. Уже в «Amorosa visione» Б. пришел к тому выводу, что аскетические христианские добродетели непосильны для человека. «Декамерон» этот тезис разрабатывает подробно и настолько ярко, что после него уже не будет больше принципиальных споров о праве человека на любовь. Сокрушая аскетизм, Б. не касался христианской религии как таковой, но он не боялся обрушиваться на ее служителей всякий раз, когда в этом являлась художественная необходимость. В этом отношении он опять-таки шел навстречу духу городской культуры: для города монах, проповедывавший против лихвы, т. е. против промысла банкиров, против роскоши и сытой жизни, против быта городской буржуазии, был всегда персонажем чрезвычайно неприятным, более неприятным, чем рыцарь, — пугало ранних новеллистов, борьба с которым была уже позади, — или крестьянин, антагонизм с которым в богатой Флоренции не имел большого значения. Победная проповедь индивидуализма, этого главного мотива гуманистической доктрины, пропитывает «Декамерон» от начала до конца.

Под конец жизни Бокаччо изменила его смелость в постановке больших вопросов культурной жизни. Он едва не поддался аскетическим увещаниям одного картезианского монаха. Он написал «Corbaccio», вещь, проникнутую почти аскетической ненавистью к женщине. Недостававшее ему душевное спокойствие он черпал лишь в общении с Петраркой и в публичных лекциях о «Божественной комедии», которые он читал по поручению Синьории и которые примыкали к его давним занятиям Данте («Vita di Dante» написана в 1363 или 1364). Болезнь оборвала лекции на 17-й песне «Ада». Б. уехал в Чертальдо, родину отца, где и умер.

Список литературы

I. Фьямметта, перев. М. А. Кузьмина, СПБ., 1913

Декамерон, перев. (мастерски) акад. А. Н. Веселовским (последнее изд. с восстановленными цензурными пропусками), Л., 1927 (2 тт.) лучшее итальянск. издание с дополнениями Antonio Traversi, 1881–1882.

II. Веселовский А., акад., Б., его среда и сверстники, СПБ., 1894–1895 (2 тт.)

Landau M., B., sein Leben und seine Werke, Stuttgart, 1877

Körting G., B-’s Leben und Werke, Lpz., 1878

Hortis A., Studi sulle opere latine del B., Trieste, 1879

Crescini, Contributo agli studi su G. B., Torino, 1887

Rodoconachi E., B. poète, conteur, moraliste, homme politique, P., 1908

Hauvette H., B., P., 1914.